Алалия

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопр

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов освождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Дифференциация алалии.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Работа с неговорящими детьми. Игры для алаликов

Почему я пишу это в первую очередь для родителей? Потому что именно вы больше всех взаимодействуете со своим ребенком. И кто бы что ни говорил, но предлагаемые мною простейшие игры для развития речи у детей с алалией организовать можно дома без особых проблем. Главное – желание помочь своему малышу и регулярность проводимых занятий. Я не призываю вас насиловать себя и дитя целыми днями напролет. Такого не выдержит не только ребенок с особенностями развития, но даже взрослый человек с самой высокой стрессоустойчивостью. Я рекомендую уделить 20-30 минут в день на описываемые мною методики. Этого будет достаточно.

Основные направления и правила коррекционных игр с ребенком с алалией

Проводимые занятия помогают не только подтолкнуть речь к развитию и сознательному моделированию речевых операций. Вы также помогаете малышу:

  • устанавливать зрительный и эмоциональный контакт с оппонентом;
  • чувствовать чужие и свои эмоции, правильно их дифференцировать;
  • обучаться коммуникации в процессе взаимодействия;
  • стимулировать сенсорику, которая, как правило, страдает почти у всех деток с нарушениями развития речи;
  • повышать степень общей активности;
  • корректировать проблемы внимания (концентрация, распределение, переключение);
  • развивать память и другие когнитивные функции.

Если вы хотите успешно заниматься со своим неговорящим ребенком, запомните несколько правил, как строить занятие.

Как правильно играть с алаликом

Учтите уровень развития речи и других функций своего воспитанника. Не настаивайте на проведении слишком сложных для его понимания игр. Будьте чутки и внимательны к его реакциям на то или иное действие. Отдавайте предпочтение той форме взаимодействия, которую определяет ребенок, но в процессе немного корректируйте ее под свои цели. Если вы хотите через игру добиться от непоседливого малыша концентрации внимания на произносительном навыке, можно разрешить ему двигаться на месте, немного шалить, но придется всячески возвращать его к основной цели.

Обязательно эмоционально подпитывайте свое занятие красочными комментариями, действиями, презентациями. Работа с детьми с алалией не должна проводиться сухим голосом в монотонном режиме. При любом поведении ребенка вам важно оставаться спокойным и невозмутимым. Ваша задача при его уходе в дискомфортное состояние – помочь справиться с этим.

Для начала я рекомендую понаблюдать за поведением и игрой малыша, чтобы составить примерную картину его предпочтений, поведенческих особенностей, реакций, уровня речевой активности. Даже если вы – мама, не факт, что вам известно, как ребенок отреагирует на новую деятельность и по-особенному организованное занятие. Так что я советую внимательно наблюдать, причем тактично и ненавязчиво. Не надо много двигаться, говорить, перетягивать внимание ребенка на себя, достаточно в нужный момент предложить сначала одну игру, затем вторую, третью и т.д. Во-первых, вы сможете осознать степень его готовности работать в определенном ритме. Во-вторых, завоюете его доверие и положительный настрой контактировать в дальнейшем.

Если вам удалось выявить интересный сюжет в игре, на котором внимание ребенка задержалось, не затягивайте процесс. Дело в том, что детки с алалией имеют слабое и неустойчивое произвольное внимание. Вам необходимо сохранить логическую структуру игры в его памяти, пусть и посредством простейшего сюжета. Варка супа для куклы, катание машинок, стройка домика должны занимать не более 2-3 минут.

Так как игра у алаликов часто носит стереотипный характер и сопровождается в лучшем случае звукоподражанием или несколькими заученными фразами, старайтесь очень аккуратно увести его в другую сторону, ненавязчиво предложив чуть иное развитие сюжета. При этом обязательно опирайтесь на интересы ребенка, ведь ваша задача – организация ситуации обучения и закрепление ее в игровой деятельности. С чем-то малыш согласится сразу, что-то отвергнет.

Если ребенок заинтересован в игре, но сам остается пассивен, не прекращайте развивать события самостоятельно. Обязательно комментируйте все происходящее. Многие алалики сначала наблюдают, усваивают, осмысливают, а затем применяют игровые навыки на практике, если полученные впечатления им понравились.

Новшества вводите маленькими порциями и регулярно повторяйте их, чтобы ребенок привык к иным чувственным ощущениям!

Личный опыт

Я помню, как вел себя наш логопед – именно так, как я описала. Вы не поверите, но от моей Анюты отказались 7 специалистов, назвав ее бесперспективной. Все эти горе-педагоги пытались 3-летнюю девочку с СДВГ, ЗПРР, сенсомоторной алалией, двигательными нарушениями усадить за стол и заставить собирать паззл из 20-30 деталей, не обращая внимания на мои объяснения, что ей такие задачи не под силу!

И лишь единственный логопед, вытянувший впоследствии нашу речь на нынешний уровень, действовала с ней на консультации в наблюдательном режиме, позволив вести себя в произвольном ритме. Перспективы работы со сложным ребенком ее не напугали. Она подсовывала ей одну игрушку, вторую, карандаши, простые паззлы, краски, пирамидки, книжки в самый нужный момент – когда у дочки начиналось полевое стереотипное поведение, свойственное аутичным детишкам. Получалось, она ловила ее максимальную заинтересованность в новом виде деятельности или предмете и вникала через отклик ребенка в структуру ее нарушений, уровень речевой подготовки и другие особенности.

Надеюсь, вы поняли, что «стрелять из пушки по воробьям» не получится. Не торопите взаимодействие. Будьте терпеливы и последовательны. Помогайте ребенку и понемногу учите его действовать иначе, нежели он привык.

ТОП-8 игр для алаликов

Для любого дошкольника и младшего школьника игра является основным видом деятельности, через которую он познает мир, развивает речь и все остальные психические функции. Нужный материал усваивается быстро и непринужденно именно в такой форме. Для маленьких деток не забывайте подбирать мотивацию (поощрительные призы, лакомства, словесную похвалу и т.д.), чтобы они понимали, зачем стараться.

Игры с тканями для неговорящих детей

Я говорю об играх с покрывалами, одеялами, платочками, пеленками, которые создают для ребенка индивидуальное пространство и заодно не дают отвлекаться на другие факторы извне. Это особенно актуально для деток с фобиями и аутичными чертами. Для тех, кто боится чужого прямого взгляда, можно использовать прозрачные косынки и платочки, через которые легче смотреть человеку в глаза и удерживать глазной контакт. Они создают «защитный барьер» и успокаивают ребенка.

Это я описала вспомогательную функцию игр с тканями, но ведь с ними можно организовать и познавательные игры, направленные на развитие сенсорики, моторики и когнитивных функций. Купите в рукодельном магазине разнофактурных лоскутков: гладких, мягких, более плотных, рельефных, бархатистых, шершавых и т.д. Вы можете сшить сенсорный коврик, в котором будут представлены разные тактильные поверхности. На кусочки ткани можно пришить бусинки, приклеить заклепки, связать отдельные элементы на спицах или крючком – все зависит от вашей фантазии. Примерно так выглядит развивающий коврик для сенсорной коррекции.

Я шила своей дочке тактильные мешочки и подушечки с разными крупами (гречка, макароны, рис, сахар, пшено, овсянка, горох, манка и т.д.). Мы каждый день их щупали, вспоминали названия наполнителя, изучали цвета мешочков, затем завязывали глазки и учились узнавать на ощупь, что внутри и снаружи. Так мы воздействовали на мелкую моторику пальчиков, развивали сенсорный компонент (дифференцировали разные ткани и крупы на ощупь), учили цвета, формировали понятия об окружающем мире и классификациях предметов (продукты, игрушки, ткани, материалы), отрабатывали звукопроизносительный и лексический компоненты речи.

Вы можете организовать игру для алалкиов с тканевыми паззлами, вырезав фигурки-заплатки из лоскутка и предложив ребенку найти потерянный кусочек, собрать весь орнамент из нескольких кусочков. Это помогает развивать логику, внимание, мышление. Научите ребенка отличать бумагу от ткани, сделав карточки из этих материалов.

Детки любят одевать бумажных кукол в бумажную одежду, но вы можете нарядить их в тканевую. Нарисуйте несколько карточек с куклами в разной одежде и раскрасьте. По контуру вырежьте образцы из плотной ткани, чтобы ребенок мог накладывать их на имеющийся рисунок. Несколько листочков можете сделать без образца одежды, пусть малыш проявит творческое воображение и попытается нарядить куколку по своему усмотрению. Необязательно делать именно куклу. Рисуйте машинки и меняйте цвет корпуса, наряжайте зверей или мультяшных героев – учитывайте интересы ребенка для максимальной мотивации.

Посмотрите, как можно организовать игру с пуговичками и фетром. Вы учите формы, цвета, тренируете пальчики, внимание, усидчивость, способность работать вместе.

Я уверена, что любая мама способна подойти творчески и обыграть детские интересы в разных вариантах. Для рукодельниц не составит труда сшить целую сказочную композицию. В конце концов, сейчас имеется возможность заказывать подобные дидактические материалы у рукодельниц.

Игры для алаликов с красками

Воду и самые обычные акварельные краски можно использовать для игр с неговорящим ребенком.

Возьмите несколько прозрачных стаканчиков и наполните их водой, затем поочередно в каждом разводите кисточкой разные цвета. Детям нравится смотреть, как красочное облачко расходится в воде, после чего возникает желание размешивать краску самому. Когда сенсорные впечатления насыщены, можно изучать цвета, канцелярские товары, их назначение и т.д. Я впоследствии добавляла игры: на последовательность (цветов в стаканчиках), «четвертый лишний», «найди пропажу», «посчитай». Можно устроить кукольный обед и угостить игрушки разными блюдами или напитками, при необходимости подмешивая другие цвета в имеющиеся. Задействуются логика, творческое воображение, развивается сюжетная игра. Возьмите разную пластиковую тару для ознакомления с понятием величины.

Затем включайте ребенка в подготовительный этап к игре. Открывайте воду и наливайте ее в стакан, раскладывайте кисти, краски, тряпки вместе, позвольте ему вытереть пролитую воду и т.д. Обязательно проговаривайте все ваши действия вслух, чтобы он соотносил их со словами и фразами. Таким образом, вы заодно развиваете бытовые навыки.

Игры для алаликов с водой

Игры для алаликов с водой оказывают отличный терапевтический эффект. Они успокаивают, расслабляют, снимают усталость физическую и эмоциональную. Берите бутылки или стаканчики и наполняйте их водой, а затем переливайте из одной емкости в другую. Просто, легко и всегда нравится детям. Происходит развитие моторики, координации, идет изучение свойств предметов и явлений (горячий/холодный, большой/маленький, полный/пустой).

Возьмите игрушки и купайте их в тазике или раковине с водой. Обыгрывайте самые простые сюжеты: поход в гости, совместный заплыв, соревнования. Понемногу вводите диалоговое взаимодействие и ролевое озвучивание хотя бы на уровне звукоподражания. Пусть таз с водой будет озером, затем рекой, морем, океаном. Объясните ребенку разницу между ними, показав картинки.

Игры для алаликов с мыльными пузырями

Игровые занятия с неговорящими детьми станут яркими и эмоционально насыщенными, если вы включите в них баловство с мыльными пузырями. Детишки обожают наблюдать, как они кружатся в пространстве, бегать за ними и лопать воздушные кругляши. На основе этого можно научить ребенка правильно выдыхать воздух, что облегчит работу логопеда.

Научите его дуть, формируя направленный выход воздуха без раздувания щек. Объясните, что мыльную жидкость втягивать в себя нельзя.

Чтобы привлечь к активным действиям, дайте ребенку не только колечко от тюбика с мыльными пузырями, но и разные трубочки и соломинки. Размешайте жидкое мыло в воде и позвольте ему подуть в нее, чтобы на поверхности образовалось много пены. Пробуйте выдувать кружочки разных размеров, по возможности считайте их и лопайте попеременно то правой, то левой рукой.

Игры на ориентировку в пространстве для алаликов

Достаточно частым нарушением при алалии наблюдается плохая ориентировка в пространстве. От этого страдает и крупная, и мелкая моторика, а также слабо развиваются когнитивные функции, познавательный интерес, потому следует уделить внимание играм с неговорящими детьми, направленным на формирование четкого ощущения своего тела относительно окружающего пространства.

  • Возьмите детальки от пирамидки и предложите спрятать в ладошках сначала маленькую, затем большую. Можно играть с матрешками, деревянными бусинами, кубиками. Пусть малыш прячет маленькие предметы только в левой речке, а большие – в правой.
  • Предложите ему попрыгать. Сначала прыгаем на обеих ногах, переходим на прыжки на левой/правой, после усложняем задачу и чередуем левая – правая – вместе – правая – левая – вместе.
  • Кинезиологические упражнения сложны, но очень эффективны. Малыш должен выполнять упражнения по показу (кулак – ребро – ладонь, колечки, локоть к колену), а затем по речевой инструкции. Первое упражнение делается на плоскости стола. «Колечки» выполняются в любом положении. Вам необходимо как можно быстрее перебирать пальцами, поочередно соединяя их с большим и меняя очередность (от большого к мизинцу и наоборот).

Кинезиологические упражнения синтезируют в себе множество методов коррекции речевых и других нарушений развития, потому считаются очень полезными. Они помогают формироваться межполушарным связям и оттачивают мелкую моторику пальчиков, а также запускают развитие компонентов речи.

Данный подход требует отдельной статьи, потому что делится на несколько этапов, но для начала вы можете взять простые упражнения, которые я вам объяснила. На картинке показаны два первых, третье «локоть к колену» выполняют элементарно: правый локоть прижимают к левому колену в положении стоя, и левый локоть – к правой коленке, делая это попеременно.

Для общей моторики попробуйте упражнение «Снеговик», когда ребенок ощущает свое тело твердым, будто только что слепленным из снега, а затем постепенно растягивается до кончиков пальцев и начинает таять под солнышком, становясь обмякшим. Под конец он падает обессилевший на пол, изображая лужицу. Вы должны красочно это изобразить: как обмякают ручки, слабеют ножки и т.д.

У ребенка подобные упражнения могут получиться не сразу, потому настройтесь, что вам придется делать их его руками и телом не одно занятие.

Игры для алаликов со свечами

Купите разных свечей по цвету, форме и текстуре. Зажгите самую длинную и яркую (обязательно сопровождайте речью все действия, как свои, так и его), предложите затем задуть ее. Зажгите другие и пусть он задувает их. Смотрите вместе, как дымок поднимается вверх. Когда стемнеет, не включайте свет, а ходите по квартире с зажженной свечей. Так ребенок узнает о ее предназначении. Можно попробовать нарисовать дымком от затухшей свечи простые фигурки в воздухе. Наполните тазик водой, запустите несколько свечек. Считайте их, задувайте и отрабатывайте направленное дыхание, учите цвета, формы и величину.

Игры с крупами и пластичными материалами для алаликов

Крупы и макароны есть у любой хозяйки, а ведь это – отличный игровой материал. Они помогают развивать мелкую моторику, фантазию, качественно воздействуют на сенсорное развитие. На особо возбудимых ребятишек игры с крупами и макаронами оказывают успокаивающее воздействие. Я советую знакомить малыша с каждым сыпучим материалом постепенно. Про подушечки с ними уже говорилось, не будем повторяться. Что еще можно организовать из таких подручных веществ?

Оформите лотки с ячейками, в каждой из которых будет лежать определенный вид продукта. Можно пересыпать из одного сектора в другой, перемешивать составляющие, расфасовывать обратно, кормить кукол, «варить» им обеды. Учитесь делать это «пинцетным захватом», всеми пальчиками, ложкой, настоящим пинцетом, просеивайте ситечком, выкладывайте дорожки, фигурки, орнаменты, зарывайте и откапывайте игрушки, топчитесь по ним и просто запускайте в них ладошки.

Для творческих мам я рекомендую совсем «грязные» игры:

  • рассыпайте в виде дождя и града разные виды круп и ходите босиком;
  • насыпьте на спинку или шею ребенка поочередно разные крупы, чтобы он тактильно ощутил разницу;
  • мешайте манку и натертые мелки;
  • смешивайте грифель от карандашей с манкой или сахаром;
  • окрашивайте крупы с помощью воды и разведенной акварели;
  • делайте картинки из всех сыпучих материалов, предварительно смазав основу-листок клеем;
  • создавайте аппликации из разных макарон.

А что можно делать с пластилином, соленым тестом и глиной?

  • Катать шарики, колбаски, разминать брусок материала ладошками;
  • лепить орнаменты, фигурки, картины и сюжеты;
  • готовить обед для кукол;
  • выкладывать дорожки и грядки на картоне;
  • просто размазывать куски на листе или картоне.

Игры со звуком для алаликов

Связывайте знакомые эмоциональные состояния ребенка и явления окружающей действительности с определенными звуками и по необходимости подкрепляйте это картинками. Девочка упала, ей больно – «Ой»! Мальчик смеется, ему весело – «Ха-ха-ха»! Малыш разбил вазочку, как же плохо – «Ай-ай-ай»! Часики «тик-так», киска «мяу-мяу», ветер дует «у-у-у», дождик капает «кап-кап-кап» и т.д. Всегда произносите их в соответствующей ситуации, подкрепляйте мимикой, интонацией, жестами.

Старайтесь как можно больше извлечь звуков из предметов и явлений (скрип двери, звон бокалов, стук колес, шум дождя) и всегда демонстрируйте их малышу. На природе чаще прислушивайтесь ко всем звукам (пчелки, лягушки, речка, листва и т.д.), учите их и дома закрепляйте, просматривая картинки, пробуя изобразить их самостоятельно. Глядя на вашу артикуляцию, ребенок постепенно научится повторять. Можете использовать зеркало для занятий, чтобы он видел не только ваш рот, но и свой. Такой подход учит самому элементарному – звукоподражанию, без чего речь не будет развиваться, ведь переход происходит от звука к слову, а не наоборот.

Очень продуктивными будут игры на развитие фонематического слуха, когда ребенок учится выделять один звук среди других. На картинке вы видите пример, как с помощью хлопков можно поиграть со звуком «А».

Я иногда использовала мяч для подобных игр. Если дочка слышала заданный звук, она должна была стукнуть мячом об пол или подкинуть вверх. Ловя от меня мяч, она повторяла услышанный звук или сочетание звуков. Если честно, то дается это детям с алалией тяжело. Дочка до сих пор проявляет крайне медленную реакцию на знакомый звук, и это при том, что она говорит предложениями и замечательно делает звуковой анализ слова.

Предложите воспитаннику выбрать картинку с определенным звуком (С).

Можно играть, определяя один общий звук во всех словах (утка, улица, уборка, укроп), находить слово, где нет общего звука (носки, пылесос, сумка, зонт), называть предмет и показывать соответствующую картинку, где все слова звучат похоже (сом, дом, лом, ком), угадывать слова по первым звукам, добавлять окончание слова и т.д. Впоследствии учатся дифференцировать парные звуки в словах, мягкие и твердые пары, находить их местоположение в слове.

Общие рекомендации по коррекции алалии у детей через игру

Говорить об играх для алаликов можно бесконечно. Я лишь обозначила наиболее простые и доступные на начальном этапе. И совсем не помешает дополнительно:

  • чаще играть с папой, катаясь на нем верхом и ползая по нему как жучок, что дает массу эмоций малышу;
  • играть в песочнице и лепить куличики, пирожки, замки, фигурки, рыть ямки и закапывать туда формочки, цветочки, листочки;
  • ходить по пенькам и бордюрам, держась за руку взрослого;
  • шагать по ступенькам приставным шагом, меняя ведущую ногу и проговаривая свои действия;
  • плавать в бассейне в детской группе или индивидуально;
  • как можно больше гулять на площадках и лазать по всем горкам и каруселькам;
  • бегать в лабиринтах, прыгать на батутах, посещать сухие бассейны;
  • лепить снеговиков и снежные крепости;
  • кормить живность на улицу;
  • смотреть мультики с маминым или папиным пояснением;
  • учиться езде на самокате и велосипеде с 4 лет.

Мамина задача (и других родственников) – озвучивать все совершаемые действия, называть живые и неживые предметы, поясняя их предназначение и свойства, давать внятные инструкции и оречевлять все, что представится возможным. Просто делайте то, что делают другие дети на прогулках и дома, не выделяйте ребенка из толпы сверстников! При всей старательности, не перегружайте малыша речевым материалом: ваши инструкции и описания должны быть предельно понятными, короткими, четкими. В идеале, когда ребенок только начинает говорить, в их содержании должно быть меньше вспомогательных частей речи (союзов, местоимений, междометий). В первую очередь из речи взрослого лучше всего усваиваются существительные, затем глаголы, прилагательные, наречия и т.д.

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Интересно почитать: что такое диагноз дизартрия.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Профилактика алалии

Чтобы алалию не пришлось лечить, лучше всего заранее позаботиться обо всех профилактических мерах. Особое внимание стоит уделять своей беременности. К ней нужно обязательно готовиться, предварительно сдав анализы на наиболее опасные инфекции. Во время ожидания малыша нужно есть только полезные продукты, избегать стрессовых ситуаций. Особое внимание нужно уделить своему здоровью именно в первом триместре беременности.

Малыша также нужно по возможности оберегать от различных инфекций и своевременно показывать специалисту. Регулярно нужно посещать не только педиатра, но и невролога. Если у мамы или папы возникают хоть какие-то сомнения по поводу правильного развития малыша, им нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Лучше лишний раз подстраховаться, чем запустить болезнь.

Алалия, обнаруженная вовремя, поддается лечению. При отсутствии должной коррекции у ребенка может развиться вторичная интеллектуальная недостаточность.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Материал в тему: как проводить логопедический массаж дома.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Алалию корректируют с помощью занятий у логопеда.

Прогноз преодоления диагноза

Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.

Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.

В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.

Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *