Бессознательное по Фрейду

В данной статье мы рассмотрим такую категорию как «бессознательное». В повседневной жизни человек не так часто задумывается о таких категориях, как сознание, бессознательное, психика, поскольку, на первый взгляд, это может показаться неважной и весьма непростой задачей. Но человек даже не подозревает что именно в бессознательном берет основу все то, что в последствии находит отражение в сознании и поведении человека.

Бессознательное у человека ассоциируется с чем-то непознанным, непонятным, и даже мистическим. В большинстве случае под бессознательным состоянием человека понимается, например, когда человек находиться в состоянии комы, нокаута или когда у человека присутствует явное расстройство психики и он не отдает отчет в своих поступках, но это далеко не так и бессознательное в жизни каждого человека присутствует в значительно большей степени, и оказывает катастрофическое влияние. По данным одного из исследований, как бы странно это не показалось, но человек находиться в сознании в общей сложности 7,5 % времени, а все остальное в бессознательном состоянии. И, безусловно, о том явлении, которое играет такую важную роль в жизни каждого человека, было бы неплохо, как минимум, иметь представление. Потому что именно бессознательное формирует наши мысли, желания, поступки и слова.
Важно упомянуть, что впервые бессознательное было открыто Зигмундом Фрейдом, а если точнее, то Зигмунд Фрейд исследовал личное бессознательное. Но бессознательное человека не состоит только из слоя личного бессознательного. Существуют и другие ученые, которые занимались исследованиями других слоев бессознательного. Карл Густав Юнг открыл и исследовал коллективное бессознательное, а Леопольд Сонди работал в направлении исследования родового бессознательного.

Крайне значительной фигурой, в исследовании бессознательного, является Липот Сонди – венгерский психолог, психиатр и психоаналитик, который ставил своей главной задачей – интеграцию и рассмотрение бессознательного, как единой и комплексной системы. Которая очень хорошо описана четвертой и самой главной его книге – «Я анализ». В наши дни Липот Сонди – это фигура, которая мало кому известна, как и «Судьбопсихология», созданная Сонди, и специалистов в этом направлении катастрофически мало.
Как известно, направлений в психологии в 21 веке очень большое количество, и вектор их познания лежит только в конкретной области, не выходя за эти рамки. Когда мы имеем дело с теоритическим познанием, то это полбеды, но когда речь идет о терапии человека, то такой подход весьма ущербный. Этот подход весьма ярко отражается и в современной медицине, когда ухо лечит один врач, горло лечит другой врач, и никто комплексно человека не рассматривает. Такой же подход исповедуется и при рассмотрении бессознательного человека, поскольку для представителей психоанализа существует только личное бессознательное, последователи аналитической психологии делают акцент на коллективное бессознательное, а о родовом бессознательном вообще известно единицам. Исповедуя такой подход, каждый пытается рассмотреть беды человека, ограничиваясь знаниями только в конкретной области и пытаться их решить, но это невозможно.

Единственная модель, которая отражает бессознательное, как комплексную и единую систему была представлена кандидатом психологических наук Ph.D Мальцевым Олегом Викторовичем. Рассмотрим эту модель, которая даст четкое понимание структуры бессознательного человека. Представьте «колодец» – это и будет модель бессознательного. Когда мы смотрим в колодец, то, безусловно мы видим воду, так вот, верхний слой воды – это и есть личное бессознательное человека. Но толщи воды скрывают еще очень многое. Поэтому, чтобы увидеть, что скрывается в глубине колодца, мы возьмем фонарик и посветим в него. Следующий слой, который нам откроется — это родовое бессознательное и как видите, это следующий слой, который следует за персональным бессознательным. Но на этом бессознательное не заканчивается, и для того, чтобы рассмотреть самую глубину мы делаем мощность фонарика еще больше и нам открывается самый глубинный слой воды, то есть бессознательного, а именно, коллективное бессознательное.

Как вы видите, это единая система и рассмотрение отдельных слоев не даст должного результата. Поскольку, если проблема человека кроется в родовом бессознательном, а мы рассматриваем только личное бессознательное, и на его базе пытаемся объяснить, то это неминуемо приведет к ошибке. Поэтому крайне важно иметь представление обо всех трех слоях бессознательного.
Проникновение в тайну бессознательного начнем с того, что у каждого бессознательного существует свой язык, на котором оно разговаривает с человеком. Когда мы имеем дело с личным бессознательным, то оно разговаривает с человеком на языке «симптомов». С подобного рода явлением каждый человек в своей жизни сталкивался неоднократно. В виде симптома мы можем наблюдать: головные боли, температура, насморк, расстройство пищеварения и многое другое. То есть бессознательное таким образом человеку пытается сообщить о том, что что-то не так. Это могут быть последствия неверного поведения, неверно сказанных слов, что в результате привело человека к неудаче, то есть вы не получили то, что хотели и через симптомы болезней бессознательное пытается донести человеку об этом. Но человек крайне хитрое существо, поэтому необходимо отличать случаи, когда вы намеренно заболеваете, чтобы, например, не справляться с какой-либо задачей. Когда мы говорим бессознательное – это те симптомы, которые вы не можете объяснить.

Родовое бессознательное разговаривает с человеком посредством выбора. Категория выбора в жизни человека является неотъемлемой частью и не будет преувеличением, что с выбором человек сталкивается чуть ли не ежеминутно. Но, когда речь идет о бессознательном, то в этом случае мы рассматриваем только те выборы, которые человек не может объяснить, он просто выбирает и на 100 процентов уверен в правильности сделанного выбора. При исследовании данного вопроса Липот Сонди рассматривал пять направлений, в которых человек совершает выборы: выбор любви (муж/жена), друга, профессии, заболевания и смерти. Этих направлений на самом деле больше, но рассматриваются только эти, поскольку они доказуемы, эти выборы человека можно подтвердить. Например, выбор жены или мужа, можно подтвердить свидетельством о заключении брака.

Родовое бессознательное – это наследие наших предков, это те знания и умения, которые хранятся в нашем наследии. Если вспомнить историю, то всем известно, что ранее все хранили свои генеалогические древа, которые и раскрывали все эти тайны. С точки зрения категории выбора человека, именно предки и диктуют человеку сделать тот или иной выбор.

Наиболее понятное определение коллективному бессознательному было дано Леопольдом Сонди в своей книге «Я-анализ»: «Это археология душ человека». Коллективное бессознательное разговаривает с человеком языком символов. В качестве символов может быть все что угодно: крест, звезда, посох. Все эти символы влияют на жизнь человека. Центральным явлением исследования коллективного бессознательного являются архетипы, и каждый архетип несет в себе определённую информационную нагрузку. До наших дней информация об архетипах дошла в виде сказок, мифов, легенд, которые в большинстве случаев описывают путь какого-то героя, то есть, как кто-то становиться героем. В этом и заключается основная идея аналитической психологии, то есть речь идет об индивидуации – это путь становления человека героем. Коллективное бессознательное относиться к категории мистического и мифического.
Безусловно, мы рассмотрели только один аспект бессознательного, но каждое бессознательное имеет кроме этого и свою структуру, и механизмы работы, принципы и правила, скрывает в себе много тайн, необъяснимого и непонятного. С одной стороны все виды бессознательного присутствуют в жизни человека одновременно, только в разных проявлениях. Когда речь идет об обыкновенной жизни, то, безусловно, в ней присутствует персональное бессознательное, а от родового и коллективного бессознательного человек зависит. Зависимость проявляется в тех категориях, которые мы рассматривали, то есть выборы, которые делает человек, зависят от родового бессознательного. Зависимость от коллективного бессознательное проявляется в следующем: для человека на архетипологическом уровне установлен определенный путь, то есть путь героя, это в мифах, если же это перенести на реалии современного мира – это карьерная лестница, как один из вариантов. И человек зависит от этого пути, если он его не будет идти вверх, если не будет совершенствоваться, то он будет всю жизнь никем.

Такого рода положение вещей мы наблюдаем в большинстве случае, но может быть и по-другому, когда родовое и коллективное бессознательное выходит на первый план в жизни человека. Это происходит в том случае, когда на человека идет вектор силы, персональное бессознательное не справляется с этой силой, человек не знает, что делать, ему никто не может помочь, посоветовать, что нужно сделать, то может возникнуть ситуация, что на первый план выходит родовая фигура, какие будут последствия после этого — не известно. В том случае, когда родовая фигура не способна справиться с возникшей ситуацией, то есть в родовом наследии не достаточно знаний и умений, то может проявиться коллективное бессознательное на жизненной сцене. Необходимо отметить, что такое происходит крайне редко и подобного рода ситуаций в обычной жизни не происходит, должно что-то случиться крайне неординарное и неожиданное, последствия подобного рода ситуации крайне сложно спрогнозировать.

Бессознательное человека имеет двойственное проявление в жизни человека, поскольку с одной стороны – это предохранитель, который спасает его жизнь, а с другой стороны может искалечить человеку жизнь. Когда речь идет о персональном бессознательном, то оно исковеркает жизнь человека, родовое бессознательное может просто погубить жизнь человека, потому что человек перестает жить свою жизнь, а коллективное бессознательное может превратить жизнь человека в ад.

Бессознательное может быть для человека другом и помогать идти по жизни, помогать справляться с жизненными ситуациями, обращать ситуации в свою пользу, управлять своей жизнью. Все это возможно только в том, случае, когда человеку известно, что такое бессознательное, когда он проник в тайну бессознательного и может им управлять, и пользоваться в свою пользу.
Недаром существует такое выражение: «Познаешь себя, познаешь весь мир».

Наличие языковой основы

Французский исследователь и философ Жак Мари Эмиль Лакан также принял активное участие в развитии существующих на тот момент идей, а позднее сформировал собственную теорию. В основе его гипотезы понятие бессознательного в психологии с точки зрения своей структуры было весьма похоже на языковые формы. Он предполагал, что психоанализ Фрейда было допустимо рассматривать как работу с речью пациентов.

Впоследствии Лакан создал особую технику под названием «клиника означающего». Он обозначил, что в первую очередь следует работать со словом, необходимостью и возможностью перевода. Терапия позволяла помогать людям с наиболее сложными психическими расстройствами. Тем не менее далеко не все современные специалисты разделяют данную теорию. Некоторые из них полагают, что бессознательное в психологии вполне может функционировать по схожему с языковым алгоритму, однако оно не подвержено влиянию каких-либо лингвистических законов.

Основные уровни структуры

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о понятии силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли. На основе заключений эксперта появилась новая дисциплина — психосинтез. Исследователь представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.

  1. Низший. Под этим уровнем подразумеваются наиболее простые формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет собственным телом, маниями, фобиями, желаниями, сновидениями, комплексами, влечениями и побуждениями.
  2. Средний. Основным содержанием принято считать все элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Предназначение среднего уровня бессознательного заключается в развитии умственной деятельности, повышении возможностей фантазирования и усвоении полученного опыта.
  3. Высший. Также называется сверхсознательным уровнем. Роберто полагал, что здесь проявляются человеческие героические устремления, интуиция, созерцание, вдохновение и альтруизм.

Отношения между сознательным и бессознательным

Общая характеристика таких отношений на сегодняшний день стала гораздо более прозрачной, чем это было при жизни ученых умов, впервые пытавшихся описать подобные связи. Изучение сознания и бессознательного в психологии во многом продвинулось вперед благодаря применению современных технологий, которые пролили свет на многие происходящие в человеческом мозгу процессы. К примеру, научно доказан тот факт, что индивид способен принимать решения за счет наличия определенной усвоенной информации, которая не была им в какой бы то ни было степени осознанна.

Психолог Бион в 1970 году вывел умозаключение о том, что рассудок является всего лишь рабом эмоций. По его мнению, существование сознания необходимо только для рационализации поступающей информации. Стоит отметить, что подобную мысль повторяли многие другие ученые до и после публикации высказывания Биона.

Бессознательное и адаптивность

Проследить проявление той или иной части рассудка в человеческом поведении порой бывает достаточно непросто. В структуру сознания принято включать переживания, чувства, мышление, волю, эмоции, познание, рефлексию и отношение к окружающему миру. Огромная невидимая работа бессознательно происходит в определенный момент деятельности индивида. Каждый человек периодически задается вопросом о том, почему на какой-либо стимул у него проявилась какая-то конкретная мысль или эмоция. В этом и заключается труд неосознаваемой части рассудка.

Младенцы имеют очень развитые способности к имитации действий других людей. Инстинкт подражания заложен как раз в области бессознательного. В психологии принято считать, что такое поведение позволяет индивидам учиться и выживать. Адаптация проявляется и по сей день в форме имитации определенных жестов, поз, манер и привычек у людей. Ученые еще в 2005 году провели эксперимент и доказали то, что всем индивидам в определенной степени свойственно бессознательно копировать модели поведения окружающих.

Влияние на идеи и интуицию

Специалисты полагают, что именно глубинные области психики в ответе за так называемую «эврику», которая в течение жизни хотя бы раз посещала практически любого человека. Порой людям кажется, что новая идея как бы возникает абсолютно ниоткуда, совершенно невероятным образом упорядочивая всю хаотичность мыслей. Однако в психологии сознательное и бессознательное считается единым целым, которое постоянно действует в тандеме. Одно не может нормально функционировать без другого.

Та же генерация идей по большей части является заслугой бессознательного, но их последующая оценка и выбор наиболее перспективных уже регулируется сознательной частью рассудка. Именно поэтому многие руководства, тренинги и эксперты советуют при решении сложных проблем прибегнуть к одному испытанному веками методу — на некоторое время полностью абстрагироваться от этой деятельности. Бессознательная часть на этот период займется своим делом, а человек по истечении определенного срока при проведении досуга может внезапно найти решение сложной проблемы.

Текущее изучение вопроса

На сегодняшний день появилось множество новых дисциплин, которые в разной степени заинтересованы в продвижении исследования данной проблемы. Бессознательное в психологии до сих пор досконально не изучено, а многие знания все еще основываются на учениях, разработанных специалистами в прошлых веках. В частности, современные исследования обычно опираются на концепцию Зигмунда Фрейда. Из наиболее перспективных теорий в настоящий момент можно упомянуть разработку применения кибернетических способов моделирования бессознательного.

Денис Дмитриев

Возникновение определения в психологии

Серьезным изучением данного вопроса занялся известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд. В ходе своей деятельности он стал проводить экспериментальную разработку понятия бессознательного. В психологии того времени было принято считать, что под этим термином понимались многие действия, в реализации которых человек не отдает себе полный отчет. Это означало, что определенные решения не имеют сознательного характера. Фрейд вкладывал в смысл понятия вытеснение наших тайных желаний и фантазий, противоречащих устоявшимся нормам общественной морали и нормам поведения. Кроме того, по мнению психолога, такие действия и решения в реальности слишком тревожили индивида, а потому он предпочитал, чтобы они не были осознанными.

Зигмунд в те годы был также практикующим лечащим врачом. Если говорить кратко, психология бессознательного в его понимании явно соотносилась с тем, что главным регулятором человеческого поведения испокон веков служат желания и влечения индивидов. Доктор отметил, что неосознаваемые полностью переживания способны достаточно сильно влиять на качество жизни. По причине такого внутреннего конфликта вполне могут развиваться различные нервно-психические заболевания. Фрейд начал искать решение, которое могло бы помочь его пациентам. Таким образом на свет появился его собственный метод исцеления души под названием «психоанализ».

Методы проявления бессознательного

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  1. Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  2. Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  3. Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  4. Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается всознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой».

Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

Основные механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Проекция бывает вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. Часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них.

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Двуступенчатый характер: 1.)вытеснение неприемлемого желания 2.) усиление его антитезы.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует.

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.

  • •2. Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики.
  • •3. Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития.
  • •4. Мышление, основные виды мышления, их характеристика, важнейшие операции мышления.
  • •5. Методы организации и специфика работы педагога-психолога с семьей.
  • •6. Восприятие, его основные свойства.
  • •7.Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
  • •8.Методология экспериментального психологического исследования.
  • •9. Природа, содержание и функции психики в жизнедеятельности и поведении человека.
  • •10. Ощущения, основные свойства ощущений.
  • •11. Бихевиоризм, его сущность.
  • •12. Развитие человека как субъекта труда.
  • •13.Память, процессы и виды памяти.
  • •14.Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей,с нарушениями развития.
  • •15.Психоконсультирование и психокоррекция. Основные психокоррекционные методы и технологии.
  • •16.Психологические проблемы аномального развития.
  • •17.Мышление и чувственное познание.Сенсорное развитие,сенсорная культура.
  • •18. Воображение, его виды и функции.
  • •19.Характеристика внимания. Виды внимания. Свойства внимания, их проявления в деятельности.
  • •20.Структура мотивационной сферы человека.
  • •21.Роль общения в развитии личности. Усвоение социального опыта как специфическая особенность человека.
  • •22.Психодиагностика, классификация, методика, валидность, репрезентативность.
  • •23.Эмоции человека, их виды и функции. Эмоциональные процессы, их сравнительная характеристика.
  • •24. Основные теории и направления развития личности в детстве.
  • •Психоаналитическая теория
  • •Когнитивная теория
  • •Теория поведения
  • •Биологическая теория
  • •Гуманистическая теория
  • •Культурно-историческая теория л.С.Выготского
  • •25.Роль социальных факторов в развитии личности. Социализация личности.
  • •26.Периодизация возрастного развития.
  • •27.Чувства. Высшие чувства. Социальный характер чувств.
  • •28. Воля и эмоции как побудители действий человека. Характеристика волевых качеств личности.
  • •29.Свойства и типы внд. Связь темпераментных особенностей и внд.
  • •30.Соотношение биологического, хронологического, психологического и социального возраста. Проблема опережающего психического развития и его задержки.
  • •31.Способности человека и их зависимость от обучения. Генезис развития способностей.
  • •32. Сознание и бессознательное. Психологическая характеристика сознания.
  • •33. Понятие возрастных кризисов и сензитивных периодов развития.
  • •34. Структура характера. Акцентуации черт характер.
  • •35.Теория деятельности а.Н. Леонтьева.
  • •36. Психологическая характеристика деятельности.
  • •37.Понятие и основные закономерности психического развития.
  • •38. Проблема детерминант психического развития. Проблема соотношения обучения и развития.
  • •39.Усвоение человеком общественно-исторического опыта.
  • •40. Понятие о личности и индивиде. Философское и психологическое определение личности.
  • •41. Характеристика культурно-исторической теории развития психики л.С. Выготского(1896-1934).
  • •42. Методы изучения психики человека, их характеристика.
  • •43.Подходы к пониманию развития в зарубежной и отечественной психологии.
  • •44 Проблема периодизации развития в зарубежной и отечественной психологии.
  • •45. Гуманистическая психология, её основные положения.
  • •46. Структурно-уровневый анализ личности. Направленность личности и ее образование.
  • •47. Донаучная психология. Различия житейской и научной психологии.
  • •48. Основные зарубежные школы психологии: психоанализ, гештальтпсихология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *