Брадилалия

В логопедии брадилалия – это речевое нарушение, при котором страдает темп и ритм речи из-за медленной работы артикуляционного аппарата. Но характеристика болезни не так проста, как кажется. Для устранения такого дефекта недостаточно оказания только логопедической помощи. А в отсутствии грамотной коррекции наступают более серьезные последствия, затрудняющие нормальную жизнь ребенка.

Характеристика брадилалии

Брадилалия – это нарушение темпа речи, которое проявляется не только в замедленном проговаривании слов, но и продумывании мыслей. Другими словами, при таком заболевании страдает как внешняя, так и внутренняя сторона речи, а значит неизбежно проблема касается чтения, письма, образования в целом. Со стороны это видится как очень медленный разговор, с длинными паузами между каждым словом.

Брадилалия у детей опасна еще и тем, что со временем может привести к заиканию. Общая коммуникация настолько сложна, что больной старается избегать любых контактов с другими людьми, появляются психологические проблемы.

Важно! В отличии от многих других речевых нарушений, при брадилалии ребенок осознает свой дефект, а значит довольно быстро понимает собственную неполноценность.

Причины нарушения

Этиология брадилалии чаще всего связывается с патологией в устройстве и работе головного мозга. В редких случаях специалисты говорят о неправильном речевом воспитании, но его скорее можно назвать одним из факторов, способствующих развитию болезни, а не истинной причиной. Источниками, которые могут привести к нарушению считаются:

  1. Генетическая предрасположенность, когда болезнь передается от родителя к ребенку.
  2. Сильная интоксикация в период беременности матери или в первый год жизни малыша.
  3. Резус-конфликт крови, при котором мать является носительницей отрицательного, а ребенок – положительного резуса.
  4. Новообразования в головном мозге.
  5. Болезнь Паркинсона.
  6. Черепно-мозговые травмы, полученные в разные периоды жизни.
  7. Менингит, энцефалит и другие инфекционные заболевания, оказывающие влияние на работу головного мозга и ЦНС.
  8. Психические заболевания, такие как олигофрения.
  9. Нарушения в работе мозжечка.

В зависимости от конкретной причины, патогенетические механизмы при брадилалии могут отличаться. Так, характеристика мозжечкового нарушения предполагает немодулированную речь. Она теряет интонацию, тембр, выраженные в стандартном произношении.

Причины

Формируется брадилалия или, как ее иногда называют, заикание, под действием психологических и биологических факторов. В ряде случаев отмечается наследственный характер этой патологии, когда несколько поколений страдают от нее.

К биологическим факторам и причинам брадилалии у детей относят:

  • перинатальное (внутриутробное) поражение нервной системы ребенка в результате воздействия токсинов (алкоголя или наркотиков);
  • родовые травмы;
  • гипоксические состояния плода во время родов;
  • общая астенизация;
    интоксикация при некоторых инфекционных заболеваниях.

У взрослых брадилалия иногда выступает симптомом приобретенного заболевания нервной системы:

  • болезнь Паркинсона;
  • травмы черепа с повреждением мозгового вещества;
  • внутричерепные опухоли;
  • менингит;
  • энцефалит и другие.

Психологическим фактором являются отклонения в воспитании ребенка, когда он пытается подражать окружающим с медленной речью.

Если рассматривать патогенетический механизм, все эти причины обусловлены доминацией процессов торможения в головном мозге над процессами возбуждения в речевом центре.

Симптомы

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Симптомы этого расстройства делят на характерные речевые и малозаметные неречевые. Речь пациента с брадилалией типична: отмечается выраженное замедление темпа произнесения слов. К речевым проявлениям относят замедление чтения и написания текстов.

В момент произнесения фраз отчетливо заметно удлинение интервалов между отдельными словами — это так называемое интервербальное замедление. Тянущиеся гласные звуки, скандирование слов говорят о интравербальном замедлении. Изменяется и тональность голоса — у таких людей он становится монотонным, утрачивает выразительность.

Интересно, что слоговая структура слов при этом не страдает — все слова выговариваются правильно, хотя и очень медленно. Замедление отмечается в любом типе речи: хоть в монологе, хоть в диалоге.

Зрительное восприятие написанного текста не нормализует речь во время чтения. Обратный процесс — написание текста — тоже происходит с замедлением.

Неречевые симптомы брадилалии проявляются в следующих моментах:

  • нарушение мелкой моторики — люди с брадилалией обычно неуклюжи, часто совершают недостаточно скоординированные движения;
  • расстройства мимики — отмечается амимичность лица;
  • замедляется мыслительный процесс — понуждение к выполнению любого вида деятельности осуществляется только после неоднократным повторением задания.

Легкая степень расстройства в виде незначительного заикания обычно не доставляет пациентам и окружающим их людям никакого дискомфорта. В более тяжелых случаях происходит самоосознание имеющегося нарушения, что в детском возрасте весьма опасно, так как может усугубить течение патологии и привести к серьезным психологическим проблемам в дальнейшем.

Методы диагностики и необходимые обследования

Брадилалия, как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед.

Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством.

При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить:

  • электроэнцефалографию;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • люмбальную пункцию.

Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика). Для изучения письменной речи выполняются специальные задания: списывание текстов, диктант, чтение.
Производится оценка общей и мелкой моторики, мимики, оценивается уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных систем.

Коррекция

После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Исправление заикания осуществляется на фоне медицинских процедур, задача которых состоит в нормализации состояния нервной системы и ее активизации за счет выключения тормозящих процессов.

Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают:

  • Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе).
  • Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием.
  • Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.
  • Физиотерапевтическое воздействие. Применяется в основном бальнеотерапия, позволяющая оптимизировать нервный тонус, стабилизировать работу вегетативной нервной системы.
  • Для стимуляции речевой активности назначают сеансы индивидуальной психотерапии или аутогенные тренинги.

Цель комплекса коррекции брадилалии состоит в формировании у человека быстрых и четких артикуляционных реакций. Прорабатывается просодическая сторона речи, в ходе которой вырабатывается ее внятность и устраняется заикание.

Занятия по коррекции проводятся с ускоренной речью, скорость и темп которой задается дирижированием или ритмичными действиями (похлопывание ладонью по столу или притопывание ногой). В ходе занятий коррекционное воздействие постепенно усложняется — в разговорные упражнения добавляются скороговорки, производится инсценировка различных жизненных ситуаций, осуществляется чтение по ролям.

Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик.

Улучшения просодики с ускорением темпа речи удается достичь за счет регулярных занятий в течение 4-12 месяцев, конкретный срок зависит от начальной выраженности нарушений.

В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата.

Прогноз и профилактика

Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Формирование нормальной речи после длительного курса коррекции должно плавно переходить в регулярное плановое наблюдение у специалиста для профилактики возможного рецидива. Справившийся с проблемой пациент должен заниматься самоконтролем.

Профилактика брадилалии направлена на устранение возможных причин ее возникновения. В роддомах усилия врачей направлены на минимизацию риска перинатального поражения головного мозга. В детском и зрелом возрасте нужно избегать травм головы, инфекций нервной системы. Родители должны с самого раннего возраста обращать внимание на правильность развития речи ребенка, в этом помогает правильное поведение родителей, как образцов подражания.

Симптомы речевого нарушения

Брадилалию не так давно стали считать отдельным нарушением темпа речи. До конца XIX века её считали сопутствующим симптомом других психоневрологических заболеваний. Болезнь может наблюдаться в любом возрасте: как у детей, так и у взрослых. Проявляется данный синдром в речевом и моторном дисбалансе:

  • Замедленный темп речи.
  • Низкая скорость чтения (брадилексия) и письма.
  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи, часто человек говорит «в нос» (ринофония).
  • Отсутствие модуляции голоса, он звучит на одной высоте.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.

При всех этих проявлениях слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге, при пересказе, рассказывании. Человек, страдающий от брадилалии, долго не может включиться в какой-то вид деятельности, а затем переключиться на другое задание. Нередко приходится повторять задание несколько раз.

Часто подобные симптомы наблюдаются у детей. Списывая все на особенности темперамента малыша, его флегматичный характер и нежелание активно двигаться, родители могут упустить развитие неврологического или психического заболевания. При сопутствующих симптомах необходимо провести тщательное обследование, установить причины проявлений брадилалии и принять необходимые меры.

Внимание и память ребёнка не развиваются. Такие дети очень медленно размышляют, делают выводы и логические умозаключения. У них возникают трудности в переключении с одной деятельности на другую. Ребёнок, осознав свою проблему, ещё сильнее замыкается в себе и переносит глубокие психологические переживания. При сильном расстройстве нейродинамики у него может возникнуть заикание.

Способы профилактики

Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка. Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками. Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он постоянно находится в спокойной обстановке, не подвергаясь неблагоприятным раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.

Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
  • соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
  • предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
  • полноценное общение с ребёнком;
  • внимательный контроль над речевым развитием малыша.

Дети часто подражают взрослым, поэтому, если в семье или в ближайшем окружении имеется человек с замедлением темпа речи, контакты ребёнка с ним следует ограничить. Оптимально, если детей окружают взрослые с правильной, плавной, чёткой, выразительной речью.

Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Паркинсона;
  4. Рассеянный склероз;
  5. Болезнь Вильсона;
  6. Злоупотребление алкоголем.

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Страх у человека из-за нарушений речи

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Эпилепсия.
  3. Олигофрения.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственность.
  6. Образования в головном мозге.
  7. Миелит.
  8. Столбняк.
  9. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизартрия

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Пораженные участки коры головного мозга при афазии

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. АТФ.
  2. Прозерин.
  3. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Реабилитация последствий нарушений речи

При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

Виды брадилалии и их характеристика

Как таковая классификация брадилалии не определена, но специалистами принято разделять 3 степени болезни: легкую, среднюю и тяжелую. Первые две могут быть даже не заметны окружающим. Третья – нарушает коммуникацию больного.

Характеристика тяжелой степени брадилалии

Такая брадилалия – патологически замедленный темп речи и ключевое слово в определении «патология». Это значит, что если остальные формы брадилалии требуют незначительной коррекционной работы, то для устранения тяжелого дефекта не обойтись без многостороннего лечения. Болезнь сопровождается множеством симптомов, проявляющихся не только в речевой, но и в двигательной сфере.

Речевые проявления Двигательные проявления
  • Замедление темпа внутренней и внешней речи
  • Низкая скорость чтения, письма
  • Гласные звуки произносятся более растянуто, чем это требуется
  • Длинные паузы во время проговаривания
  • Монотонность, слабая эмоциональность
  • Медленные, даже вялые движения
  • Слабая мимика
  • Неразвитая моторика и координация, из-за чего появляется неуклюжесть
  • Проблемы с мелкой моторикой
  • Застревание на одной деятельности, движениях

Важно! Механизм и структура дефекта при брадилалии не меняют звукопроизношение, а значит фонемы произносятся правильно, просто очень заторможено.

Базовые способы диагностики

Дифференциальная характеристика брадилалии и тахилалии, которая также относится к нарушениям темпа, составляется по результатам тщательной диагностики. Она позволяет дифференцировать заболевания от дизартрии, заикания и других логопедических проблем. При брадилалии механизм появления и развития нарушения гораздо сложнее, чем при многих других схожих проблемах, поэтому диагностическое обследование затрагивает 3 сферы: медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую. Стандартные способы исследования каждой сферы представлены на схеме.

Медицинская характеристика болезни составляется по результатам консультации невролога и психиатра. Они не только изучают анамнез обследуемого, но и назначают специальные обследования головного мозга. Психолого-педагогическую диагностику проводят психолог и дефектолог, преимущественно с помощью тестов и индивидуальной беседы.

Логопедическая характеристика составляется по стандартной схеме. Изучается состояние органов артикуляции, моторики, произношения. Для этого используется различный дидактический материал, личная беседа. По результатам всех обследований составляется письменная клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с брадилалией.

Какие делаются обследования

Для составления полной характеристики брадилалии и выявления ее причин проводится множество инструментальных медицинских исследований. Самые распространенные среди них:

  1. Магнитно-резонансная томография
  2. Электроэнцефалография
  3. Позитронно-эмиссионная томография
  4. Реоэнцефалография
  5. Люмбальная пункция

На их основе изучается органическая сторона болезни, продумывается лечение и коррекция.

Важно! Проведение диагностики не должно быть единичным. По ходу проведения коррекционной работы и на фоне приема медицинских лекарств обследования проводятся повторно, чтобы увидеть изменения.

Основные способы лечения и коррекции

Устранение дефекта также носит комплексный характер. Используются медицинские, психотерапевтические и логопедические методики. Их характеристики представлены в таблице.

Сфера воздействия Методики
Медицинская
  • Назначение лекарственных средств и витаминов
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапия
  • Бальнеотерапия
Психотерапевтическая
  • Психотерапевтические занятия
  • Аутогенные тренировки
Логопедическая
  • Логоритмические занятия
  • Логопедический массаж
  • Развитие моторики

Характеристика логопедической работы

Основная задача логопеда при проведении коррекционной работы ребенка с брадилалией: развитие быстрых и четких артикуляционных движений. Ускорение темпа речи проводится в несколько этапов:

  1. Специалист задает темп одной фразой, сопровождаемой дирижированием, хлопками, другими ритмичными движениями. Ребенок повторяет фразу, подстраиваясь под указанный темп.
  2. Далее предлагается упражнение со стихотворением, строчки из которого повторяются с максимально возможной скоростью.
  3. Затем темп закрепляется при рассказывании сказок, чтении, присоединяется выразительность, эмоциональность.
  4. На последнем этапе работу проводят с помощью скороговорок, чистоговорок.

Характеристика упражнений может в некоторой степени изменяться, подстраиваясь под возможности ребенка. Дополнительно проводятся упражнения, направленные на ускорение внутренней речи. При своевременной и качественной логопедической работе, прогноз для детей благоприятен, хотя еще долгие годы будет требоваться контроль со стороны родителей или самоконтроль.

Какие специалисты лечат

Обойтись только помощью логопеда при тяжелом развитии брадилалии не удастся. В зависимости от конкретной ситуации, больного ведут:

  1. Невролог, если нарушение появилось в следствие неврологических проблем.
  2. Психиатра, если прослеживаются психологические или психические проблемы (например, депрессия).
  3. Физиотерапевт.

Работа ведется всеми специалистами одновременно и завершается в разное время.

Профилактика заболевания

Профилактика тахилалии и брадилалии заключается в предупреждении развития неврологических заболеваний, инфекционных болезней, опасных для ЦНС. Необходимо избегать ситуаций, в которых можно получить травму головы. Ребенок должен придерживаться распорядка дня, правильно питаться.

Что касается речевого развития, то здесь важны создание положительного примера, комфортное и полноценное общение со сверстниками, своевременное обращение к специалистам. Если склонность к брадилалии носит генетический характер, следует ограничить общение ребенка с родственником, страдающим недугом.

Если болезнь была обнаружена на ранней стадии, исправить дефект речи можно довольно быстро и со стойким эффектом. Но поскольку проявиться она может не только в детском возрасте, но и во взрослом, симптомы вполне могут вернуться, при появлении новых причин, способствующих ее развитию. При обнаружении ухудшения состояния следует незамедлительно обратиться к специалисту и начать проведение коррекционных, лечебных, профилактических мероприятий.

этиология, патогенез, симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения


ПОДЕЛИТЬСЯ
Брадилалия — это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.

Этиология
В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга.
Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.
Патогенез
Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы
Симптомами брадилалии являются:
— замедленность темпа внешней и внутренней речи;
— замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
— монотонность голоса;
— удлинение пауз между словами;
— растянутое произношение звуков.

Неречевая симптоматика
Выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.
Методика логопедической работы
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.
Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
2. Занятия по логопедической ритмике.
3. Упражнения, активизирующие внимание.
Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь. Весьма полезны занятия спортом, выполнение упражнений направленные на координацию движений, точность, смену скорости и ритма движений.
Рекомендуемые упражнения
1. Счет в быстром темпе.
В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных.
Четко произносить слоги, например:
тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры
сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже
По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Например: мак — рак — бак.
Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.
4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.
5. Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов.
Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.
Быстро одним — двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть — как вариант)
Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.
Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю.
— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички — выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи — вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.
Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для «непослушных язычков» Ярославль. Академия развития, 2007
7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.
Литература
1. В. С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание / Расстройство речи у детей и подростков. — М., 1969. — с. 214-226
2. К. П. Беккер, М. Совак Логопедия. — М., 1981
3. М. Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)
(из этой книги взяты предложенные в статье скороговорки)
Автор статьи: Оксана Макерова,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *