детство, юность, зрелость, старость

Существует несколько теорий психоразвития личности. Каждая раскрывает специфические закономерности развития. Возрастная периодизация основывается на теории психоанализа, а также биологических особенностях человека.

Во главе угла рассматривается личность «Я-индивид» в системе социальных отношений. На становление здоровой влияют внешние факторы, по Эриксону — формирование происходит под влиянием общих процессов, отслеживает зависимость от ценностей общества.

Определение и сущность

Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.

Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.

При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.

Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.

Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.

Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.

Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.

Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.

Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.

Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.

Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.

Критерии и принципы

Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.

Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.

На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.

Основные принципы:

  1. Социум является основной средой формирования личности.
  2. Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
  3. Процесс становления проходит последовательные стадии.
  4. Этапы жизни идентичны для всех.
  5. Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
  6. Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.

Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.

Концепция базируется на следующих тезисах:

  1. Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
  2. В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
  3. Общество определяет путь развития человека.
  4. Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
  5. Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).

Этапы

Возрастная периодизация по Эриксону базируется на непрерывности жизненного цикла, последовательном прохождении стадий. Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила.

Стадии развития

Кризис существует на каждом этапе, является моментом выбора между прогрессом и регрессом. В приобретенных качествах заключается глубинная идентичность себя, а также определяется отношение к социуму.

Возрастная периодизация по Эриксону

Стадия развития Область отношений в социуме Полярные качества Результат успешного прохождения кризиса
Младенчество (от 0 до года) Мать или опекун Доверие/недоверие Жизненная радость, надежда
Ранее детство (1-3 года) Родители или опекуны Автономия/стыд, сомнения Сила воли
Детство (3-6 лет) Родители, семья Инициатива/пассивность, чувство вины Целеустремленность
Школьный возраст (6-12 лет) Школа Компетентность/неполноценность Компетентность
Отрочество, юность (12-20 лет) Сверстники Идентичность личности/смешивание ролей Верность, идентичность личности
Ранняя зрелость (20-25 лет) Друзья, возлюбленные Интимность/изоляция Любовь
Средняя зрелость (25-65 лет) Родные, друзья, коллеги Продуктивность/застой Забота, развитие творческого потенциала
Поздняя зрелость (после 65 лет) Близкие, человечество в целом Целостность личности/отчаяние Мудрость

Младенчество

При положительном прохождении кризиса формируется доверие, регресс сопровождается неуверенностью, страхами. Степень доверия ребенка к себе, окружающему миру зависит от проявляемого внимания, любви.

Если физиологические и психоэмоциональные потребности младенца быстро удовлетворяют, малыш чувствует себя комфортно, формируется представление о счастливом безопасном мире. При отсутствии должного ухода, любви, внимания вырабатывается страх неопределенности, транслируемый в мир.

Первый год жизни не является решающим. Кризис доверия возникает и на последующих стадиях развития, при положительном разрешении личностного конфликта формируется надежда.

Ранее детство

Возрастная периодизация по Эриксону второй стадии соответствует анальной фазе Фрейда. Овладение двигательными способностями определяет формирование самостоятельности.

При предоставлении возможности развивать и совершенствовать способности, без подкрепления опыта критикой, у ребенка вырабатывается ощущение контроля над собственным телом и побуждениями. Дети гордятся обретенными новыми навыками, проявляют инициативу.

Если же взрослые стремятся «облегчить» жизнь ребенка, выполняют посильные для малыша действия, закладывают зерна сомнений, неуверенности.

При систематическом ограждении ребенка от возможности проявить себя, а также акцентуации неудач (разлитое молоко, разбитая чашка, мокрая постель) навязывается неуверенность, стыд. Сомнения в себе и своих возможностях является помехой для взаимодействия с окружающим миром.

Развитие пассивности на этом этапе негативно повлияет на инициативность в подростковом и взрослом периоде. Если же малыш на этой стадии вынес позитивные уроки самостоятельности, удачным прохождением этапа станет приобретение волевых качеств. Соотношение между стыдливостью и уверенностью в своих действиях не является постоянным, может меняться под влиянием возникающих событий в будущем.

Детство

На этапе дошкольного развития ребенок уже приобрел много навыков, он не только отвечает на действия других детей, уже способен сам придумывать игры, занятия. По средствам изобретательности расширяется словарный запас, фантазия способствуют развитию абстрактного мышления.

У детей, которым доступна свобода выбора двигательной активности, формируется и закрепляется предприимчивость. Взрослые должны отвечать на интеллектуальные запросы ребенка, предоставляя ответы на интересующие вопросы.

Если же окружение показывает, что поведение несет опасность, вопросы и игры — глупы, неуместны, а игры, у ребенка формируется ощущение несоответствие нормам и ожиданиям. При успешном прохождении кризиса личность развивает целеустремленность, обратной стороной медали является пассивность, отсутствие инициативы.

Школьный возраст

Возрастная периодизация по Эриксону охватывает биологический возраст от 6 до 11 лет и совпадает с латентным этапом классического психоанализа. Сопровождается развитием когнитивных способностей, дети организовывают и создают правила игры. Появляется очередность, соблюдение норм поведения, у ребенка развивается интерес к устройству вещей.

Формируются трудовые навыки, по средствам фантазии, творчества возникает желание созидать, проявлять себя через деятельность. Детям интересно мастерить, сооружать шалаши, пробовать себя в рукоделии, кулинарии. Если порывы ребенка хвалят, награждают и развивают, формируются способности к творчеству.

Взрослые, которые пресекают самовыражение ребенка через трудовую деятельность, формируют у него чувство неполноценности. Окружение не ограничивается домом, оказывает влияние школьный социум. Положительным прохождением этапа является развитие уверенности, формируют не только родители, подкрепляют позитивный или негативный опыт наставники и учителя.

Отрочество, юность

Классический психоанализ связывает пятый период с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешным разрешением кризиса является поиск объекта привязанности в группе сверстников. Эриксон расширяет проблематику этой стадии, указывает на возникновение других конфликтов идентичности.

Психологическое и физиологическое развитие подростков проявляется в возникновении новых потребностей, взглядов на устройство мира. Создают идеальную карту мира, семьи, отношений, несоответствующие реальности.

Для преодоления противоречий ищут или перенимают близкие теории мировоззрения, примиряющие воображаемое и действительность. Подростки считают, что визуализации идеальной картинки достаточно для ее воплощения в реальности.

Связь с окружающими колеблется между двумя крайностями — поиском своего Я и путаницей социальных ролей. При положительном исходе кризиса подросток обобщает свои роли — сына/дочери, ученика, друга, спортсмена. Переосмысление и анализ с прошлым позволяет проецировать будущее.

Шансы на успешную идентификацию вырастают при позитивном прохождении стадий детства, овладения самостоятельность, предприимчивостью, целеустремленностью. Путаница самоидентификации приводит к непониманию подростка кто он, к какой среде принадлежит.

Поведение, вызванное личностными противоречиями, характерно для малолетних преступников. У девочек проявляется по средствам распущенности в отношениях со сверстниками, взрослыми. Эриксон подчеркивал непрерывность смены аспектов в течение всей жизни. Успешной решение проблемы на одной стадии не является гарантией отсутствия этой же задачи в будущем.

Ранняя зрелость

Начало зрелости совпадает с периодом ухаживания, началом семейной жизни и трудовой деятельности. Возрастная периодизация включает специфически параметр, заключающийся между формированием близости и отрицательным разрешением конфликта — одиночеством.

Развитие интимности по Эриксону заключается в способности заботиться об окружающих без потери идентичности. Понятие распространяется не только на любовные отношения, но и на дружбу.

Если же в браке или приятельских отношениях личность не достигла близости, дальнейшее состояние определяется одиночеством. При благоприятном разрешении кризиса личности результатом станет формирование привязанности.

Средняя зрелость

На этом этапе наблюдается 2 параллельных линии развития личности — общечеловеческий путь и зацикленность на себе. Общечеловечность подразумевает интерес к судьбам людей вне близкого круга, мысли о будущих поколениях и устройстве общества.

Вырабатывается ощущение причастности к истории формирования социума, возникает желание заботиться о молодежи, облегчения их жизни. Негативным разрешение стадии является сосредоточенность на себе, удовлетворение собственных потребностей.

Поздняя зрелость

Последняя стадия предполагает завершение трудовой деятельности, период размышлений совпадает с биологической старостью. Психосоциальное состояние формируется между параметрами цельности, идентичности и безнадежности.

Положительный исход кризиса формируется у людей, ощущающих удовлетворенность от прожитых лет. Тех, кто воспринимает жизнь, как цепь упущенных возможностей, охватывает отчаяние. Положительным разрешением конфликта идентичности является мудрость.

Молодость и одиночество

Шестой этап развития – молодость (20-25 лет). Уже заканчивается юность, но еще не наступила зрелость. В классическом психоанализе на этом отрезке жизненного пути не происходит ничего важного. Но Эриксон отмечает, что в это время человек выстраивает осознанные отношения (любовные или дружеские), поэтому его ждет близость или одиночество.

В молодости важно ощутить близость не как физический параметр, а как эмоциональный. Индивид учится заботиться и делиться сокровенным без боязни потерять себя. Успех прохождения возрастного периода зависит в большей степени от наличия положительного опыта.

Социальные условия помогут помочь или препятствовать достижению целей. Понятие близости касается не только интимных отношений, но и дружеских. Отличный пример таких взаимоотношений можно увидеть между людьми, которые вместе служили, проходили трудные жизненные ситуации. Если не удается ни с кем достичь должного уровня близости, человека ждет одиночество.

Зрелость и общечеловечность

Седьмая фаза – зрелость (26-64 года). Человек определяется с профессией, дети вырастают, идут собственным путем. Выходом из наступившего кризиса считается общечеловечность или самопоглощенность. Первый параметр связан с заинтересованностью другими людьми, будущими поколениями, формами общества, дальнейшим устройством мира. Человек может не иметь собственной семьи, но тесно общаться с молодежью и проникаться их проблемами. Если не удается выработать эмпатию, то остается заботиться только о себе и своих интересах.

Старость и время размышлений

Восьмая стадия – старость (от 65 лет). На пенсии остается только размышлять о проделанном пути и заботиться о внуках (при их наличии). Человек может выбрать цельность или безнадежность. Положительный опыт связан с чувством удовлетворения, которое возникает при анализе прожитой жизни. В противном случае ощущается безнадежность, так как что-либо изменить уже нельзя. Вместе с этим приходит отчаяние и бесконечные размышления об упущенных возможностях и совершенных ошибках.

В теории Эриксона на каждом этапе человек сталкивается с определенными событиями. Для дальнейшего развития предусмотрены 2 сценария – положительный и отрицательный. Если пойти по второму пути, то у индивида вырабатывается негативный опыт решения проблемы и ему сложно в дальнейшем справляться с трудностями. Окончательное завершение формирования личности происходит в зрелом или преклонном возрасте с выходом на пенсию. Тогда переосмысливается жизнь. Для счастливой старости важно наличие близких людей и семьи, чтобы человек не чувствовал себя ненужным.

Раннее детство и первые самостоятельные шаги

Вторая фаза – раннее детство (1-3 года). Малыш начинает учиться самостоятельности. Он выполняет простые задачи – перемещение предметов, ходьба, лазание, прочее. Ребенок стремится везде задействовать новые умения, поэтому сам пытается открыть конфеты, сходить в туалет, заполнить шкатулку вещами и прочее. Когда родители не давят на малыша, не торопят его и позволяют самостоятельно выполнять какие-либо действия, он ощущает контроль над ситуацией и своим телом, приобретая важный социальный навык – самостоятельность.

Если воспитатель не дает ребенку самому сделать работу, которую тот способен выполнить, то у него вырабатывается чувство стыдливости, малыш становится нерешительным. Ситуации, когда родители торопят ребенка, встречаются в каждом семье. Редкие случаи не оставят заметного следа в детской психике. Систематическое усердие сделать все за малыша и слишком эмоциональная реакция на его промахи (разбитая посуда, испачканная одежда, прочее) приведут к неуверенности и стыдливости.

Приобретенные негативные качества проявятся на всех жизненных этапах. А самостоятельный человек больше подготовлен к жизни и может легко решать элементарные проблемы. Дальнейшие события могут изменить эти качества (самостоятельность сменяется неуверенностью и наоборот), поэтому близкое окружение никогда не должно сомневаться в умениях ребенка.

Дошкольный возраст и чувство вины

Третья стадия развития наступает в возрасте 4-5 лет. Дошкольник уже имеет определенную физическую подготовку – умеет бегать, прыгать, кидать предметы, ездить на трехколесном велосипеде. Он самостоятельно придумывает себе развлечения, а не копируют действия других людей. Разговоры и фантазии отлично демонстрируют изобретательность ребенка.

Здесь социальные навыки развивают по следующим сценариям – предприимчивость или чувство вины. На удачное прохождения этого возрастного периода влияет то, как родители реагируют на предложения ребенка. Если ему разрешено бегать, прыгать, самостоятельно решать, в какие игры играть и какие игрушки выбирать, то за индивидом закрепляется положительное качество.

Важно предоставлять дошкольнику всю интересующую его информацию, доходчиво давать ответы на вопросы, не мешать фантазировать, воплощать задуманное в реальность. Когда родители начинают демонстрировать, что вся инициатива ребенка вредна и неинтересна, он начинает ощущать вину, которая в дальнейшем будет сопровождать его всю жизнь.

Значение и роль

Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.

Применение возрастной периодизации:

  • родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
  • педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
  • психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
  • социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.

Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.

Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.

Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.

По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.

Видео о возрастной периодизации

Развитие идентичности по Э. Эриксону:

Психосоциальная идентичность

Понятие «психосоциальная идентичность» было введено американским психологом и психотерапевтом, причисляемым к неофрейдистской традиции, Э. Г. Эриксоном. Под идентификацией личности Эриксон понимал субъективное чувство и в то же время объективно наблюдаемое состояние самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с уверенностью человека в тождественности, истинности и целостности того или иного разделяемого с другими людьми образа мира и своего места в этом мире. Идентичность выступает фундаментом всякой личности и показателем ее психосоциального благополучия. По Эриксону, она включает в себя следующие моменты:

  • — внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства;
  • — тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок;
  • — чувство включенности Я-человека в какую-либо общность. Таким образом, идентичность включает несколько аспектов.

У всякого человека существует уверенность, что «Он есть», т.е. существует как автономная уникальная индивидуальность, вопреки всем очевидным изменениям, которые происходят вокруг него и в нем самом. Не меньшее значение имеет нормативность индивидуального психического развития и душевного благополучия (личностная идентичность). Эта норма не обязательно выражается в именовании, своде отчетливо осознаваемых правил, озвученных поведенческих регламентов. Очень часто она ощущается интуитивно, на предсознательном уровне, действует как «непонятно кем спущенный императив». Признак принадлежности индивидуального бытия к некоторой социальной общности, определяемой конкретной исторической данностью (групповая или коллективная идентичность), выступает еще одной стороной идентичности. И наконец, последний ее аспект — свидетельства обретения экстенциальной, т.е. фундаментально-жизненной, устойчивости перед лицом угрозы несуществования смерти.

Общим моментом перечисленных аспектов идентичности, а также главным условием их формирования, согласно Эриксону, выступает соотношение психологических и социокультурных параметров жизни человека. Они принимаются как соответствие (или, напротив, несоответствие) духовного содержания конкретно-исторической эпохи, реализованного в пределах определенной группы людей, и внутренних — осознаваемых и неосознаваемых — запросов личности. Очень часто мы слышим сетования вроде: «Мне надо было родиться в другом времени или в другом месте» либо, напротив, торжествующее: «Я нахожусь именно там, где должен был находиться!». Они как раз и выражают крайние позиции различных вариаций идентификации. Первая фраза передает ощущение человеком своей принадлежности иному социокультурному контексту, отличному от времени и места, в котором ему довелось родиться. Вторая указывает на адекватное восприятие им окружающей действительности, абсолютное отождествление себя с реалиями жизни.

Личностная психосоциальная идентичность, таким образом, — это знание того, «кто я есть в мире», ощущение факта своего конкретного бытия, встреча со своим «подлинным Я». Частое отсутствие уверенности в том, что его Я созвучно миру, побуждает человека к действию либо служит причиной страдания. Индивид оценивает себя, во-первых, на основе мнения о себе окружающих, руководствуясь социальными нормами, культурными установками, высказываниями других людей, во-вторых опираясь на собственные критерии оценки себя и окружающего мира. Благодаря непрерывному сравнению этих оценок возникает (или не возникает) тождество личностной и социокультурной идентичностей, что в свою очередь служит признаком адаптированности человека к среде обитания.

Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивидуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации огромное значение имеют культурные и этнические характеристики группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, религиозная практика, нравственные установки, особенности материально-экономической деятельности, способы организации труда и быта и пр. Из этих форм социальной и культурной деятельности — «резервуара коллективной целостности», как называет их Эриксон, — человек черпает собственные социальные роли, лексические и фразиеологические шаблоны, регламенты поведения, а также их оценочно-смысловое наполнение.

Следует акцентировать внимание на том, что идентификация, равно как и социокультурная идентификация, это не «разовое мероприятие» или некоторая стадия в развитии, заканчивающаяся при достижении человеком определенного состояния, но непрерывный процесс приобретения им новых психосоциальных и культурных характеристик, а также утраты старых. На каждом этапе жизни значимыми, доминантными для человека могут быть самые разные социокультурные установки. По мере взросления, расширения жизненного опыта, внесения в орбиту внимания новых граней и полюсов действительности, общения с другими людьми, он пересматривает свое мнение и о себе, и о мире. Формирование идентичности, ее изменения протекают в виде сменяющих друг друга нормативных психосоциальных кризисов. Подростковый кризис, горькое прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом вполне закономерны, каждый из людей так или иначе проходит эти рубежи.

Среди наиболее болезненных необходимо назвать юношеский кризис самоидентичности. Он знаменует собой время перехода из стадии «воображаемого», еще в значительной мере неадекватного отражения действительности, в стадию «символического», непосредственного вхождения в культуру; пору первых реальных столкновений с ее ограничительными механизмами, когда нормативные требования могут восприниматься исключительно как репрессивные, враждебные и ущемляющие свободу индивида. В этот период человек получает возможность осознанно обрести (или утратить) свое подлинное Я. Он вступает в мир и самым непосредственным образом соприкасается с реальностью времени и места, в которых ему предстоит жить. Поэтому столь «беспокойна» юность, столь много хлопот доставляет она и самому молодому человеку, и всему социальному порядку. Чрезвычайно важно, чтобы по окончании юношеского кризиса создалось гармоничное и адекватное возможностям представление индивида о его личной сопричастности ведущей культурно-исторической тенденции эпохи, что позволит ему в будущем сохранить полноту и целостность ощущения жизни вопреки всем изменениям. Чаще всего именно в этот период создается (или не создается) представление о социально-исторической идентичности группы, с которой отождествляет себя индивид, как о единственно аутентичной, подлинно человеческой возможности реализации собственного Я, приобщения к высшим реальностям, обретения морального бессмертия.

К концу юношеского возраста обычно закрепляются и социально-культурные роли, которые в последующем будут определять жизненный путь человека. Эриксон различает негативные идентичности — «преступник», «проститутка», «сумасшедший», «изгой» и др. — и позитивные. Конкретный «набор» позитивных и негативных ролей определяется культурными нормами, доминирующими в данное время, и может варьироваться.

Почему же идентичность, процесс идентификации, или обретения идентичности, столь важны и в социологическом, и в психологическом, и в культурологическом отношениях? Прежде всего потому, что в них выражается одна из важнейших имманентных человеческих сущностей, реализуются экзистенциальные, т.е. фундаментально-жизненные, потребности человека как такового.

Определение понятия

Психологическая зрелость личности – это способность человека к самореализации, базирующаяся на его умении адекватно воспринимать ситуацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми. Естественно, что для достижения зрелости человек должен обладать физическим и психическим здоровьем.

Примером зрелости характеров двух взрослых людей является счастливый брак, в котором супруги заботятся друг о друге, отвечают потребностям друг друга, помогают развиваться партнеру. Зрелые супруги не требуют друг от друга чего-то, а находят счастье в том, чтобы делать что-то для избранника по собственной инициативе, реагируют на эмоциональные потребности друг друга.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости связан с уровнем социальной зрелости и степенью социализации личности, так как признаки зрелого человека во многом связаны с особенностями его взаимодействия с другими людьми. Чем шире круг социальных контактов человека, тем выше уровень зрелости его характера.

Психологи выделяют следующие уровни психологической зрелости личности, которые одновременно являются и критериями ее диагностики:

  1. Высокий уровень. Им обладают толерантные и ответственные люди, которые стремятся к саморазвитию и познанию нового. Это экстраверты, которые обладают позитивным мышлением. Такие люди достойно выходят из конфликтных ситуаций.
  2. Средний уровень. Этот уровень свойственен людям, способным легко выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнеров по общению. Однако в спорных ситуациях они не готовы встать на позицию собеседника. Им не хватает толерантности. Для успешного разрешения конфликтов им нужно побороть свое упрямство, развивать гибкость.
  3. Низкий уровень. Люди с низким уровнем личностной зрелости инфантильны, они часто становятся инициаторами конфликтов. В ситуации принятия решения они предпочитают следовать указаниям авторитетной личности.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *