эмоциональность

26. Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций

Эмоции (чувства)– психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушным, одних людей он любит, других – ненавидит, переживает удовольствие и неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Функции эмоций:

· Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее;

· Сигнальная – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;

· Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;

· Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Свойства эмоций:

1. универсальность

2. динамичность

3. доминанта (более сильные эмоции способны подавлять)

4. адаптация

5. заразительность (положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на окружающих)

6. перенос

7. амбивалентность (одновременное сосуществование 2 разномодальных эмоций)

8. суммация

27. Речь и язык. Функции и виды речи

Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Язык – система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка – русского, немецкого, французского и т.д.). Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство.

Функции речи:

1. Выражения

2. Воздействия

3. Сообщения, общения

4. Обозначения

Виды речи:

1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников

2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

Свойства речи:

1. Выразительность

2. Воздейственность: а) поучение

б) наставление

3. Понятность

4. Содержательность

28. Виды эмоций и чувств

Виды чувств:

1. Интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека (это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения).

2. Нравственные – чувства, в которых выражается отношение человека к требованиям общественной морали (чувство долга, совесть).

3. Эстетические – чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей (чувство возвышенного, прекрасного и красивого, чувство героического, чувство драматического, источником эстетического чувства является музыка, живопись, скульптура, художественная проза, произведения архитектуры, созерцания природы).

Виды эмоций:

1. Стенические (бодрящие) – переживания, повышающие активность деятельности человека, увеличиваю силу и энергию человека

2. Астенические (угнетающие) – переживания, снижающие активность деятельности человека, уменьшают силу и энергию человека.

К.Изард выделил фундаментальные и базовые эмоции

Базовые:

— интерес – положительное эмоц.состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний

— радость – положительное эмоц.состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность

— удивление – эмоц.реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший

— страдание – отриц.эмоц.состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших потребностей

— гнев – отриц.эмоц.состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным серьезного препятствия при удовлетворении потребности

— отвращение – отриц.эмоц.состояние, вызываемое объектами, взаимодействие с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта.

— презрение – отриц.эмоц.состояние. возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов

— страх — отриц.эмоц.состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или мнимой опасности

— стыд – отриц.эмоц.состояние

29. Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация

1. Стресс – понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния.

Стрессовое состояние – состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и ответственных решений.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

2. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, проявляющее в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида (в зависимости от обстоятельств может быть хорошее, плохое, приподнятое)

Выделяют:

1. эйфория – повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности, переживание полного удовлетворения своим состоянием

2. дисфория – злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, часто сопровождается агрессией

3. тревога – переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы

3. Аффект – кратковременное сильное душевное волнение, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Выделяют:

1. физиологический – гнев или радость

2. астенический — быстро истощающее угнетенное настроение, снижение психической активности и тонуса

3. стенический – повышенное самочувствие, психическая активность, ощущение собственной силы

4. патологический – кратковременное психические расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму и выражающее в концентрации сознания на травмирующих переживаниях

4. Фрустрация – эмоциональное состояние, вызываемое объективно или субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению значимой цели.

Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Информация о работе «Предмет и задачи психологии» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 69769
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

48772 0 0

… широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир …

49304 0 0

… психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины » …

22238 0 0

… достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. 2. Предмет и задачи психологии управления Понимание управления как профессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе. В …

21984 0 0

… проблем управленческой деятельности. Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др. Отличительную особенность психологии управления …

Свойства эмоций

    1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

    2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

    3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

    1. Моральные (нравственно-этические).

    2. Интеллектуальные, практические.

Смотреть что такое «эмоциональность» в других словарях:

  • эмоциональность — горячность, рьяность, жар, порывистость, пыл, воодушевление, экспансивность, страстность, пылкость, пафосность, аффектация, лиризм, возбужденность, темпераментность, темперамент, упоение, чувствительность, возбудимость, патетичность,… … Словарь синонимов

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, эмоциональности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к эмоциональный во 2 знач. Эмоциональность характера. || Эмоциональное поведение, эмоциональный характер. С обычной своей эмоциональностью он бросился другу на шею. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты Э. отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны с особенностями… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • эмоциональность — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, возбудимость, возбуждаемость, экспансивность ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, аффективный, возбудимый, экспансивный ЭМОЦИОНАЛЬНО, экспансивно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • эмоциональность — ЭМО ИОНАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — Из за всей той путаницы, которая связана со значением термина эмоция, многие авторы (прежде всего с бихевиористским уклоном) предпочитают этот термин. Тем самым они пытаются избежать появления избытка значений термина эмоции в результате его… … Толковый словарь по психологии

  • Эмоциональность — нравственно волевое качество личности, характеризующее динамику и содержание эмоций и чувств. Данное качество проявляется как впечатлительность, эмотивность, чувствительность, импульсивность и пр. Эмоциональность полностью зависит от темперамента … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • эмоциональность — • глубокая эмоциональность • излишняя эмоциональность … Словарь русской идиоматики

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — свойства человека, характеризующие сбдер жание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта; они неразрывно связаны с особенностями личности,… … Профессиональное образование. Словарь

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — предрасположенность к испытанию живых эмоций. Эмоциональность считается «экзогенной», поскольку берет начало во внешнем мире, этим эмоциональное отличается от тревожного (ведь тревожность, наоборот, «эндогенна»); если говорить схематически и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной изби­рательности (на какие стимулы реагирует субъект) в юноше­ском возрасте продолжается дифференциация по силе реактив­ности. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства и эмоции обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами (это доказывается изучением близнецов), а отчасти — условиями воспитания. Следует под­черкнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности — фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифор­нийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительны­ми, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и об­щительными, чем их высокореактнвные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.

Из сказанного ясно, чго эмоциональные проблемы и трудно­сти юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии — лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных рас­стройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосозна­ния. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Новейшие исследования опровергают мнение многих зару­бежных психологов о юности как о невротическом периоде раз­вития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспери­ментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной, обсле­довавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональ­ную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте уже обнаруживаются одинаковые симптомокомплсксы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интеграль­ные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями. По данным А. В. Кучменко, 16—17- летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее под­ростков.

По данным американского психолога Р. Кэттела, личност­ный тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми и доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, на­оборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются пока­затели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мяг­кость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, и уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешен­ности.

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.

В социалистическом обществе отсутствуют такие патогенные факторы, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, конкуренция, смакование насилия и жестокости, которые отрав­ляют жизнь молодежи в капиталистических странах. Это облег­чает советским юношам и девушкам трудности периода созре­вания и способствует их физическому и душевному здоровью. Но именно потому, что общество заинтересовано в психическом здоровье каждого из своих членов, эмоциональный мир старше­классников должен всегда быть в центре внимания учителей и родителей, которым в этом отношении могут эффективно по­мочь психологи и врачи-психотерапевты.

Юношеский возраст характеризуется, таким образом, боль­шей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональ­ных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегу­ляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны, чем подростковые, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.

Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так на­зываемых высших чувств. Усвоение определенной системы нрав­ственных норм и принципов претворяется в сложную гамму мо­ральных чувств — чувство долга перед обществом и окружаю­щими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и мо­рально-политические чувства, такие, как советский патриотизм и социалистический интернационализм.

Нарушение старшеклассником принятых им самим норм по­ведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфи­ческие способы выражения и удовлетворения. При этом в эсте­тике, как и в морали, юность особенно чувствительна к конт­растам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особо нужно отметить раз­витие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуаль­ные и практические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стрем­ление к творчеству и т. д.

Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с инди­видуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание.

уровень тревожности – предыдущая | следующая – половое созревание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *