Эволюция психики

Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

В истории развития психики существовало несколько теорий, объясняющих это понятие. Панпсихизм утверждал, что психика – это явление присущее всему природному, то есть душа есть у всего. Биопсихизм приписывал это понятие всем организмам: животным, растениям, людям. Нейропсихизм предполагал наличие психики лишь у тех, кто обладал нервной системой. И наконец антропопсихизм приписывал данное понятие лишь человеческому виду.

2. Понятие психики.

Психика– это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией –регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты – общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология», или «обыденная психология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.

Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.

Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».

В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.

Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.

Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

Сегодня я хочу рассказать о психике, психологии и психическом здоровье. Тема важная, потому что психическое здоровье — основа благополучия человека, основа хороших крепких отношений и основа эффективного функционирования сообщества в целом.

Для начала разберемся в терминах. В словах «психика”, «психология”, «психотерапия” и «психиатрия” есть общий корень «психо” — с древнегреческого «душа”. Если переводить дословно, то психика — это душа, психология — учение о душе, психотерапия и психиатрия — лечение души.

Сразу скажу, что эта терминология устаревшая, она используется, но не соответствует современному профессиональному мировоззрению. Термин «душа” — ненаучный, наличие души невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Врачи-психиатры и психологи если и говорят о душе, то метафорически.

Известные психиатры: Бехтерев, Гиляровский, Ющенко и Личко считали корень «психо” анахронизмом и призывали его заменить. Психиатрию и психотерапию предлагали переименовать в «патологическую рефлексологию”, «тропопатологию” или в «персонопатологию”. Договориться о новом термине ученые не смогли, к тому же новые названия были слишком трудны для восприятия и не понятны в непрофессиональной среде. В итоге решили оставить старую терминологию — утратившую свой первоначальный смысл, зато прижившуюся и понятную. Представляете, если бы сегодня говорили не «гуманистическая психотерапия”, а «гуманистическая патологическая рефлексология”. 🙂

Что такое психика?

Психика — это функция нервной системы. Точнее одна из ее функций — психическая. Нервная система — это сложная сеть структур, которая пронизывает весь организм и обеспечивает саморегуляцию его жизнедеятельности, благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Проще говоря, психика — это субъективный внутренний мир человека как личности: чувства, эмоции, мысли, инстинкты, желания, мечты…, а также восприятие внутренним миром мира внешнего. Субъективное восприятие объективной реальности.

Психология, психотерапия, психиатрия

Существует такой миф, что к психологу ходят «психи” — «Я же не псих, чтобы обращаться к психологу”. Человеческая психика может находиться в трех состояниях — невротическом, психотическом и пограничном. Невротическое состояние считается условно-здоровым, все здоровые люди — невротики. Почему «условно”? Потому что, как нет ничего стерильного, так и не бывает идеального психического здоровья. Мы все сталкиваемся с раздражителями, и, в зависимости от того, какая реакция возникает на раздражение — невротическая или психотическая, можно определить состояние психики. С психикой работают разные специалисты: психиатры, психотерапевты, психологи.

Психиатрия и психология — не одно и то же. В процессе своего развития психология отделилась от медицины, от психиатрии. Психолог — не врач, он не ставит диагнозов и не занимается фармакологическим лечением. Психиатры работают с психотическими состояниями, а психологи — с людьми со здоровой психикой, поэтому «психи” к психологу не ходят.

Психологи не лечат фармакологически, но оказывают благоприятное воздействие на психику немедикаментозными методами, и в этом смысле оздоравливают. Психотерапия — не простая беседа. В каком бы направлении не работал психолог, какие бы методики не использовал, вся его деятельность, в конце концов, направлена на исследование личности и улучшение ментального здоровья.

Ценность своего психического здоровья

К сожалению, у большинства людей нет ценности своего психического здоровья. Если у человека болит зуб или глаз, он идет их лечить, если появляются морщины или лишние килограммы, их сразу хочется убрать, а вот о своем психическом здоровье вспоминают едва ли не в последнюю очередь. А ведь нервная система — это главная регулирующая система нашего организма, с помощью которой мы контактируем с миром, и которая координирует все процессы жизнедеятельности, — это королева всех систем.

Что происходит, если внутренний мир человека не согласуется с внешней объективной реальностью? — В психике начинает доминировать своя «реальность” — субъективная. Человек начинает жить в своем мире, а его субъективная «реальность” начинает проецироваться на реальность объективную и искажать ее. Если внутри много страха, мир начинает казаться опасным, если обиды — несправедливым. В таком состоянии можно либо жить в виртуальном мире, интернете, смотреть сериалы, днями и ночами играть в компьютерные игры, либо стать адептом религиозной или общественной организации, либо впасть в зависимость — алкогольную, пищевую, эмоциональную. Люди выбирают такой образ жизни не потому что он им по-настоящему нравится, а потому что в реальности больно, тоскливо, одиноко, а порой даже невыносимо.

Берегите свою нервную систему и заботьтесь о себе! Улучшение настроения, позитивное отношение к себе, успехи в карьере, налаживание личной жизни — это результат понимания себя, согласования своих чувств, мыслей, желаний и улучшения психического здоровья.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром в ходе эволюции приводило к необходимости всё более интенсивного контакта со всё большим числом предметных компонентов среды. Это требовало совершенствования движений, что достигалось за счет прогресса психического отражения.

Исходя из этого, следует, что движение являлось решающим фактором эволюции психики.

Леонтьев, рассматривая эволюцию психики, анализировал наиболее глубокие и качественные изменения, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. По мнению Леонтьева в процессе эволюции психики наиболее существенное отличие наблюдается междуэлементарной сенсорной и перцептивной психикой. Элементарную сенсорную психику Леонтьев определял как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству. Соответственно отражение действительности имеет форму элементарного ощущения».Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Фабри, при рассмотрении формирования психики в процессе эволюции, предложил в каждой стадии развития психики выделять низший и высший уровни, и допускал при этом существование промежуточных уровней.Характеризуя эволюцию психики необходимо отметить следующие особенности:

1. Между психологической и зоологической классификациями уровня эволюционного развития животных существуют значительные расхождения. Это связано с тем, зоологическая классификация основана на морфологических признаках, а психологическая – на степени развития психической деятельности, которая отражает не столько форму эффекторных органов, сколько их функцию. Животное с более примитивными рабочими органами может решать задачу более разнообразными способами и проявлять более высокий уровень психического развития, чем животное с более совершенными эффекторами, но с однообразным их использованием.

2. Качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне и у некоторых животных трудно определить уровень развития психической деятельности.

3. Приспособление к меняющимся условиям обитания осуществляется за счёт изменений в эффекторной, сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Обычно при появлении нового фактора среды сначала изменяется функция рабочих органов, то есть поведение, а затем, медленно, на основе мутаций и естественного отбора, происходит изменение морфологии этих органов. Однако функциональные изменения не всегда влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных часто вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные, адаптивные изменения поведения без морфологических перестроек (А.Н.Северцов). Поэтому сложное поведение, (инстинктивные и приобретённые компоненты), в сочетании с многофункциональностью эффекторных органов обеспечивают высшим животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.

4. Концепция Леонтьева – Фабри.

Леонтьев.
Трёх стадиальная концепция развития психики опирается на принцип, обнаруженный Ч. Дарвином — принцип взаимной связи, формы и функций организма. Применительно к психическому развитию — психическое отражение, как свойство нервной системы формируется в процессе деятельности животного, а конкретные формы поведения животного определяются средой обитания, особенностями строения тела, нервной системы и соответствующим ей уровням психического отражения – это принцип — деятельность, активность — источник развития.

1. Стадия элементарной сенсорной психики — характерная способность животного к отражению отдельно воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные);

2. Стадия перцептивной психики– происходит отражение внешней действительности в форме восприятий, происходит усложнение деятельности животных, возникает новая форма закрепления опыта – двигательные операции;

3.Стадия интеллекта- характеризуется тем, что возникает не только отражение отдельных вещей, но и их отношений. Интеллект — отражение животным воспринимаемой ситуации.

Признаки интеллектуальной деятельности по Леонтьеву.

1. Усложнение строения деятельности животного с появлением двух фазной деятельности;

2. Решение двух фазных задач — задачи состоящие из подготовительной фазы и фазы осуществления. Подготовительная фаза — биологически незначима, имеет значимость поисковую;

3. Наличие поисковой фазы — основной признак интеллектуального поведения.

Фабри (ученик Леонтьева). Фабри, вносит в концепцию Леонтьева дополнения, подразделяя каждую стадию на низший и высший уровни развития.

^ Проблема изучения интеллектуальной деятельности животных.

В понятие » интеллект” вносят различный смысл.

Ладыгина — Коц: две формы мышления:

1. Установление связей раздражителей, непосредственно воспринимаемых животным в ходе его жизнедеятельности (» животные действуют, думая, и думая, действуют” (Ладыгина — Коц));

2. Характерно установление связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями. Животные могут оперировать образами.

^ Интеллектуальная деятельность по Фабри.

Элементы интеллектуальной деятельности (предпосылки интеллектуальной деятельности). Способность позвоночных к манипулированию предметами (основана биологически нейтрально) — любознательность (например, манипулирование коробками без содержимого). В такой деятельности происходит познание, развитие когнитивных процессов совместно с работой всех сенсорных систем — способность к широкому зрительному обобщению. Способность к решению сложных задач. Способность к переносу навыков в новой ситуации (элемент поэтапного научения собак: сначала научилась открывать щеколду, затем доставать мясо, после объединение первого и второго действий). Способность к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта. Фабри в отличие от других, говорит о биологической ограниченности интеллекта, так как любое поведение, в частности, обезьяны определяется образом жизни и биологическими закономерностями, барьер который не может перешагнуть даже самая умная обезьяна (опыты с шимпанзе — постель каждый день из травы, но никогда не устраивает навесы от ливней). Высшие обезьяны не способны мысленно оперировать одними лишь представлениями. Причинно — следственные связи у животных отсутствуют.

5. Рефлекторная теория И. П. Павлова. Учение об условных рефлексах. Рефлекторная дуга.

Знаменитый русский физиолог И.П. Павлов(1849–1936, «Условные рефлексы: исследование физиологической деятельности коры больших полушарий головного мозга», 1925), один из создателей рефлекторной теории, предложил считать понятия рефлекса и инстинктатождественными. И.П. Павлов предположил и доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В случае совпадения во времени и пространстве условного (нового) и безусловного (служащего стимулом безусловной реакции) раздражителя, новый раздражитель начинает вызывать безусловную реакции, и это приводит к совершенно новым особенностям поведения. Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков. Таким образом, по мысли Павлова, все поведение человека может быть понято, изучено и предсказано на основе знания цепочки условных рефлексов, механизмов их формирования и затухания. Свои эксперименты Павлов проводил на животных, преимущественно — на собаках. Классический условный рефлекс, тщательно изученный Павловым и сотрудниками, включал в себя ассоциацию слюноотделения при виде пищи у собаки и любого другого условного стимула (например, звука звоночка). По Павлову, условный рефлекс формируется следующим образом:
Шаг 1. Основой условного рефлекса служит безусловный рефлекс: безусловный раздражитель (=стимул) вызывает безусловную реакцию.Вид пищи безусловно вызывает слюноотделение у собаки — это врожденная, безусловная форма поведения.
Шаг 2. В некоторой ситуации условный рефлекс совпадает по времени и пространству с некоторым другим событием (условным стимулом).Вместе с предъявлением собаке пищи звенит звонок.
Шаг 3. Если условный и безусловный раздражитель появляются совместно несколько раз, то происходит формирование нового рефлекса. Условный раздражитель постепенно замещает безусловный в схеме реакции. Скорость ассоциации условного раздражителя и безусловной реакции зависит от особенностей организма.
Шаг 4. Возникает условный рефлекс: условный стимул, не вызывавший ранее никакого поведения, начинает вызывать безусловную реакцию. Теперь только лишь звука звонка достаточно, чтобы у собаки потекла слюна. Этот процесс называют классическим обусловливанием. Результат обусловливания называют условным рефлексом.
Если в течение некоторого времени условный рефлекс не получает подкрепления, то есть условный стимул достаточно продолжительное время не сопровождается безусловным, то происходит угасание условного рефлекса — условный стимул перестает вызывать безусловную реакцию.

Условный рефлекс — это благоприобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи), Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Учение об условных рефлексах — это учение о высшей нервной деятельности. С первых шагов изучения высшей нервной деятельности Павлов со всей силой подчеркнул, что оно ведется им ради того, чтобы познать работу мозга человека, чтобы распространить точное научное исследование на явления, обозначавшиеся как психические.
Обоснование учения об условных рефлексах явилось переломным моментом в истории всего естествознания. Впервые человеческая мысль из предмета умозрительного обсуждения философами и психологами стала предметом физиологического исследования, осуществляемого опытным путем. Образование условных рефлексов является тем основным физиологическим механизмом, который определяет выработку новых, складывающихся в течение жизни отношений организма к окружающему его миру. Для выработки условного рефлекса необходимо:

1) наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.);
2) многократное сочетание условного и безусловного раздра жителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании);
3) условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного;
4) в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать обронительной реакции,не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание;
5) безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется;
6) возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;
7) необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса;
8) животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым;
9) при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого — этот рефлекс не вырабатывается.

Условные рефлексы легче вырабатывать на экологически близкие данному животному воздействия. В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.

Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга состоит из:

· рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение;

· афферентного звена-центростремительное нервное волокно-отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;

· центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);

· эфферентного звена — осуществляют передачу от нервного центра к эффектору.

· эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Различают: — моносинаптические, двухнейронные рефлекторные дуги; — полисинаптические рефлекторные дуги (включают три и более нейронов).

Понятие введено М. Холлом в 1850 г. В настоящее время понятие рефлекторной дуги не полностью отражает механизм осуществления рефлекса, и в связи с этим Бернштейном Н. А. был предложен новый термин — Рефлекторное кольцо, в состав которого входит недостающее звено контроля, осуществляемого нервным центром за ходом работы исполнительного органа — т. н. обратной афферентации.

Простейшая рефлекторная дуга у человека образована двумя нейронами — сенсорным и двигательным (мотонейрон). Примером простейшего рефлекса может служить коленный рефлекс. В других случаях в рефлекторную дугу включены три(и более)нейрона — сенсорный, вставочный и двигательный. В упрощенном виде таков рефлекс, возникающий при уколе пальца булавкой. Это спинальный рефлекс, его дуга проходит не через головной, а через спинной мозг. Отростки сенсорных нейронов входят в спинной мозг в составе заднего корешка, а отростки двигательных нейронов выходят из спинного мозга в составе переднего. Тела сенсорных нейронов находятся в спинномозговом узле заднего корешка (в дорсальном ганглии), а вставочных и двигательных — в сером веществе спинного мозга. Простая рефлекторная дуга, описанная выше, позволяет человеку автоматически (непроизвольно) адаптироваться к изменениям окружающей среды, например, отдергивать руку от болевого раздражителя, изменять размеры зрачка в зависимости от условий освещенности. Также она помогает регулировать процессы, протекающие внутри организма. Все это способствует сохранению постоянства внутренней среды, то есть поддержаниюгомеостаза. Во многих случаях сенсорный нейрон передает информацию (обычно через несколько вставочных нейронов) вголовной мозг. Головной мозг обрабатывает поступающую сенсорную информацию и накапливает её для последующего использования. Наряду с этим головной мозг может посылать моторные нервные импульсы по нисходящему пути непосредственно к спинальным мотонейронам; спинальные мотонейроны инициируют ответ эффектора.

Окружающая среда посылает тысячи всевозможных сигналов, из которых человек улавливает лишь очень небольшую часть. Правда, вполне достаточную, чтобы построить некую картину мира. И не только построить, но еще и утверждать, что эта картина и есть реальный мир! «Мир таков, каким мы его воспринимаем» — именно так думают многие. Однако у ученых есть все основания полагать, что человек просто подгоняет мир под свои человеческие мерки, видит то, что полезно и выгодно для его жизни.

Реальность, которую отражают животные в своих образах, имеет мало общего с человеческим видением мира. Для одних животных реальность состоит из запахов, большей частью человеку не известных, для других — из звуков, в значительной части человеком не воспринимаемых, для третьих — из цветовых красок, многие из которых люди не различают.

С точки зрения классической физики, окружающий мир — это постоянно движущиеся в пустотах элементарные частицы! В нем отсутствуют предметы и нет ничего стабильного. Так чей же образ мира соответствует реальности?! В чем причины того, что человек способен видеть лишь то, что видит?

Физиологи объясняют особенности видения мира спецификой органов чувств и физиологическими механизмами функционирования, данными от природы. Человек обладает пятью органами чувств, способными действовать с самого рождения, а по последним научным данным — даже еще до рождения, и позволяющими ему видеть, слушать, обонять, осязать и вкушать, но в весьма узких диапазонах. Социологи делают акцент на социальных механизмах, фиксируя источники психического развития человека вне его организма — в окружающей среде.

Психологи, опираясь и учитывая обе линии исследования, рассматривая человека одновременно как биологическое и как социальное существо, стремятся найти собственно психические закономерности. Таким образом, психическое развитие, в том числе и развитие чувственных форм познания, — результат сложнейшего взаимодействия трех сфер: физиологической, социальной и психической.

Возникновение психики до сих пор остается загадкой. Между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли по своей природе психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественно-научная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому можно говорить о психике в широком смысле как об особом качестве, принадлежащем животному и человеку. Но, с другой стороны, человек обладает сознанием и особой, присущей только ему, человеческой субъективностью. Природа ее возникновения трудно познаваема и во многом таинственна.

Что служит критерием возникновения психики? Как определить, есть ли психика у животного или ее нет? Когда ребенок рождается, он видит мир таким, каким видит его взрослый? Люди, стоящие на разных ступенях исторического развития, мыслят и переживают одинаково? Для того чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, психологи ведут исследования по трем направлениям одновременно:

  • возникновение и развитие психики в животном мире (эволюция);
  • возникновение и развитие человеческого сознания (история человечества);
  • развитие психики от момента рождения человека до конца его жизни (онтогенез).

Результаты этих исследований позволяют воссоздать следующую картину возникновения психики.

Все живое находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, в процессе которого происходит обмен веществ и тем самым поддерживается жизнь. Живая материя различается типом существования жизни: растительный, животный и сознательный.

Растения поддерживают свою жизнь путем обмена веществ при непосредственном контакте со средой, с условиями своего существования. Контакт обеспечивает растению раздражимость — способность реагировать на биологически значимые раздражители. Если контакт нарушается, они гибнут. Вероятно, в истории нашей планеты был период катаклизмов, из-за которых растения неминуемо должны были погибнуть. Но они его пережили. Более того, этот период, по-видимому, послужил толчком для возникновения особых организмов, способных восстанавливать нарушенное равновесие и существовать без постоянного прямого контакта со средой обитания.

Новый организм начинает активно передвигаться в поисках того, что ему необходимо для выживания. А это, в свою очередь, предполагает «видение» (отражение) окружающего мира и представление его в виде образов. Такое «видение» обеспечивается чувствительностью — способностью реагировать на биологически нейтральные воздействия внешней среды, но сигнализирующие о появлении биологически значимых раздражителей. Возникновение чувствительности можно проследить в следующем эксперименте (рис. 5).

В пробирку помещают одноклеточные организмы (амебу или инфузорию). Эти существа на свет не реагируют: он не является необходимым условием их существования. А вот тепло имеет жизненно важное значение. Один край пробирки начинают подогревать, одновременно включая свет. Через несколько повторов достаточно включить свет, чтобы одноклеточные устремились к соответствующей части пробирки. На такую реакцию не способно ни одно растение.

Чувствительность выступает критерием возникновения психики, ее первым проявлением. Животные, стоящие на ранних ступенях развития, проявляют чувствительность только к отдельным свойствам и признакам внешнего мира, непосредственно и однозначно имеющим связь с биологически значимыми объектами. Дальнейшее развитие психики идет по пути расширения образа мира за счет отражения все новых и новых его особенностей.

Так формируются механизмы, осуществляющие отражение окружающей действительности, способность ориентироваться во внешнем мире и планировать поведение, исходя из потребности организма и возможностей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *