Ощущение

Вследствие полученных ощущений человек может формировать знания о качествах внешних предметов. Сюда относятся цвета, формы, структура, температурный показатель, объем и тому подобное. Восприятие передает целостный образ объекта в совокупности всех его свойств.

Определение 1

Восприятием называется психический процесс отражения вещей и процессов с учетом всех свойств и характеристик, в процессе воздействия данных объектов на чувственное восприятие человека.

Основные свойства восприятия

При восприятии объекта центральным свойством становится то качество, которое значимо для человека. От источника данного свойства зависит то, какая информация будет доминантной. Таким образом, в природе человеческого восприятия существует подразделение на:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • вкусовые и
  • обонятельные информационные потоки.

Закономерности восприятия

Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Закономерности восприятия 450 руб.
  • Реферат Закономерности восприятия 220 руб.
  • Контрольная работа Закономерности восприятия 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.
  • Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.

    Замечание 1

    Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.

  • Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

  • Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.
  • Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.

    Самым простым способом осмысливания является узнавание. Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом.

    Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом. Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик.

    В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий. Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.

  • Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.

Теории восприятия

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция — метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа — они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку 1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены — двумерны и непосредственны. Соответственно — Аккомодация и конвергенция — это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К 2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) — воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема — это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема — часть нервной системы. Результат исследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие — это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ — совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении — отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения — психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации — поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие — то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности — окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены — каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры — закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты — источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. «Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности — внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. — органом и его настройкой; б) рецепторы — пассивны, а в.с. — получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств — набор врожд. ощущений, а в.с. — способн-ть к соверш.

Эмпирическая теория — для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления — это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

Музыку можно не только услышать, но даже ощутить…

Ощущение как процесс — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.

Ощущения как результат — исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих, например, зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.

В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.

К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах, проприорецептивные1 и висцеральные ощущения2 от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда — к чувствованиям, отличая их от ощущений.

Словоупотребление

Синонимы «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность. В советско-российской психологической школе «ощущение» и «чувство» часто считаются синонимами, однако для других психологических школ эти понятия принципиально различаются. В современной психологической практике под чувствами чаще понимают не «холодное» или «соленое», а чувство радости или стыда, чувство страха или чувство любви — эмоциональное отношение человека.

С другой стороны, под ощущениями сегодня часто подразумевают эмоциональное запечатление.

Например, послушайте фразу: «Подробностей я не помню, я запоминаю только ощущение от человека» — замените слово «ощущение» на «запечатление», смысл останется тот же.

В отличие от академической психологии, в традиции практической психологии, да и в общеупотребительном смысле под «ощущением» чаще имеют в виду нечто более узкое, а именно элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.

Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое — все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу — картинки, слышу — звуки, а чувствую (ощущаю) — ощущения как кинестетические ощущения.

Данная статья, тем не менее, говорит об ощущениях в широком смысле, о самом первоначальном психическом восприятии любой модальности.

Виды ощущений

По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. По расположению рецепторов выделяют экстероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и интероцептивные (органические) ощущения. С точки зрения исторического генеза ощущений можно выделить два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Ощущения бывают контактные и дистантные, реальные и метафорические, настоящие и ощущения-фантомы. Обычно ощущения возникают непроизвольно, но при тренировке ситуация может измениться. См.→

Сила ощущений

Мы способны воспринять далеко не всякое воздействие, то есть не всякое воздействие может стать ощущением. Воспринимаем мы те воздействия, которые лежат выше порога чувствительности, то есть ощущения пороговой силы.

Пытайтесь — не пытайтесь, но почувствовать разницу температуры в десятую градуса не получится.

Кроме пороговой зоны — есть зона комфорта, или зона адекватных воздействий. Это зона, в которой лежат воздействия, которые вызывают адекватную реакцию. Для нервных окончаний кончиков пальцев — это прикосновение, поглаживание и т.д. Воздействия, лежащие за пределами зоны адекватных воздействий, вызывают лишь болевые ощущения и адекватной реакции не дают. Реакция на поглаживание, на создание ощущения чего-то теплого и гладящего — адекватная: тут рецептор реагирует штатным образом. А если, например, в том же месте не погладить, а уколоть, то тот же рецептор выдаст болевую реакцию и возникнет желание отдернуть руку.

Ощущения в человеческой жизни

Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача — овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной. Самими ощущениями едва ли можно управлять, но ощущение себя и своего тела может меняться, если мы привыкаем к определенному образу своего тела, привыкаем ходить легкой походкой и с расправленными плечами. Конкретное ощущение, например ощущение «легкого тела», может быть не просто непроизвольным ощущением, но и выработанной привычкой. Научитесь — будете чувствовать себя легко всегда.

Кроме того, можно менять картину ощущений от окружающего мира и людей, если научиться управлять собственным вниманием. Обращая внимание на солнечные блики, мы можем отвлечься от холода и ветра.

Поставя себе такую задачу и тренируя себя, можно научиться не ощущать холод. «Я вывел холод из поля своего внимания» — это не просто фраза, это способность бойца спецподразделения обращать свое внимание только на то, что требует от него боевая задача.

Во время аутогенной тренировки, обращая внимание на расслабленность, тяжесть и тепло в мышцах, мы не только усиливаем эти ощущения, но и можем менять лежащие за ними объективные функциональные процессы.

1 Проприорецепция — это чувство положения и чувства силы. Чувство положения — способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации. Чувство силы — это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.

2 Висцеральные ощущения (лат. viscera — внутренности) — ощущения, образуемые из импульсов от рецепторов внутренних органов, включая реакции на растяжение, сжатие, изменения температуры, вибрацию, влияние химических субстанций. В отличие от точки зрения, согласно которой висцеральная чувствительность является недифференцированной, высказывается и другая, в соответствии с которой существует множество субмодальностей висцеральных ощущений (чувства голода, насыщения, жажды, полового возбуждения, позывов на уринацию и дефекацию и т.п.), причём все они или любая из них при психическом расстройстве могут или может проявляться разнообразной психопатологической симптоматикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *