Платные медицинские услуги

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 27

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать только определенные виды платной медицинской помощи:

1. Виды медицинской помощи, которые не являются обязательными для оказания на бесплатной для населения основе: виды медицинской помощи, которые отсутствуют в территориальной программе ОМС и не относятся к скорой медицинской помощи, к лечению социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не входят в целевые программы и перечни дорогостоящей специализированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств государства.

2. Медицинская помощь лицам, не имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой ОМС, целевыми программами и т.п. (например, гражданам других стран при отсутствии соответствующих межгосударственных соглашений).

3. Медицинская помощь по видам услуг сверх предусмотренных стандартами лечения.

4. Медицинская помощь по видам специализированной помощи, которые не являются обязательными для данного медицинского учреждения с учетом его специализации и уровня (например, эндоскопические операции, выполняемые на уровне районной больницы).

Критериями, на основании которых определяется уровень медицинской помощи, необязательной для данного ЛПУ, выступает устав, в котором зафиксированы основные виды деятельности учреждения, а также соответствующие нормативные акты.

5. Медицинская помощь при создании улучшенных условий обслуживания, не связанных напрямую с лечебными мероприятиями (в том числе оказание помощи на дому, кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посещать медицинское учреждение или когда помощь на дому предоставляется в рамках организации стационаров на дому; повышенная комфортность; дополнительное питание и т.д.).


При оказании платных услуг на основании улучшенных условий обслуживания пациентам должна быть обеспечена возможность получения по этим видам услуг также и бесплатной медицинской помощи.

Другими словами, улучшенные условия обслуживания должны предоставляться дополнительно, а не взамен обычного порядка оказания помощи.

6. Оказание медицинских услуг вместо традиционно предусмотренных — альтернативными методами, обладающими дополнительными потребительными свойствами, но не обеспеченными финансированием в рамках программы ОМС или из бюджета (сложные методики лечения традиционных заболеваний, требующие дополнительных затрат — дорогостоящие методы обследования, эндоскопические методы лечения и т.д.). Сюда же можно отнести продление пребывания в стационаре по желанию пациента после завершения курса лечения вместо предполагаемого завершения лечения в амбулаторных условиях.

7. Услуги, лишь косвенно связанные с медицинской помощью (ритуальные услуги, пребывание в стационарах с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача справок и дубликатов по запросам граждан в случаях, когда законом не предусмотрен обязательный характер выдачи справок, и т.д.).

Исключение во всех перечисленных выше случаях составляет оказание экстренной медицинской помощи, которая предоставляется бесплатно.

К важнейшим вопросам организации предоставления платных услуг относится порядок установления цен (тарифов) на платные услуги, который имеет достаточно четкую правовую основу.

В РФ не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности в отношении медицинских услуг, за исключением протезно-ортопедических изделий, торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Фактически это означает, что медицинские учреждения вправе самостоятельно решать вопрос об утверждении цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские услуги.

Тема 4. Правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи

Психиатрическая помощь

Вспомогательные репродуктивные технологии

Искусственное прерывание беременности

Медицинская стерилизация

Медицинский эксперимент

6. Трансплантация и донорство

Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным

Психиатрическая помощь

В наши дни психически больных во многих странах Европы и Северной Америки больше, чем больных раком, туберкулезом и сердечно-сосудистыми заболеваниями вместе взятых.

Кроме того, на каждого пациента психоневрологической лечебницы (по данным ЮНЕСКО) за стенами медицинских учреждений приходится два человека с теми или иными психическими недостатками.

Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих общего здоровья. Критериями психического здоровья (по ВОЗ) являются:

— осознание и чувство постоянства, идентичности своего физического и психического «Я»;

— чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

— критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

— соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям;

— способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами;

— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое заболевание — результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

К психическим болезням в широком понимании, помимо психозов, относятся и более легкие расстройства психики, не сопровождающиеся выраженным нарушением отражения реального мира и существенным изменением поведения. Они включают неврозы, психопатии, умственное недоразвитие и не достигающие степени психоза психические нарушения различного генеза, например, обусловленные органическими заболеваниями головного мозга, интоксикациями и т.п.

В США психические заболевания являются одной из серьезных национальных проблем. По подсчетам Федеральной службы здравоохранения, каждый шестнадцатый человек в Америке находится некоторое время на лечении в психиатрической больнице, а по сообщению Национальной ассоциации по борьбе с психическими заболеваниями, один из десяти жителей США «страдает какой-либо формой психического или нервного заболевания (от легкого до тяжелого), требующего обращения к психиатру».

В целом в мире насчитывается не менее 50 миллионов психически больных.

Психиатрическая помощь в РФ включает в себя:

— обследование психического здоровья граждан,

— диагностику психических расстройств,

— лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Психиатрическая помощь гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно связанных с состоянием его психического здоровья.

Психиатрическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры.

В РФ установлен специальный учет психически больных, его осуществляют областные, городские и районные психоневрологические диспансеры, психоневрологические кабинеты районных поликлиник и центральные районные больницы, в которых органы здравоохранения обязывают иметь полные списки психически больных, проживающих на обслуживаемой ими территории.

Система учета позволяет с достаточной степенью достоверности выявлять распространенность по стране основных форм психических болезней, в том числе легко протекающих и так называемых пограничных состояний.

Основные задачи психоневрологического диспансера включают:

— выявление психически больных среди населения и активное наблюдение за ними (приглашение больного на прием и посещение его на дому),

— проведение всех видов амбулаторного лечения,

— трудоустройство больных,

— оказание помощи в социально-бытовых и юридических вопросах,

— направление на стационарное лечение и др.

Психиатрическая помощь может быть оказана в добровольном (по просьбе или с согласия лица, страдающего психическим расстройством или его законного представителя) и недобровольном (принудительном) порядке. При добровольном обращении за психиатрической помощью отношения между гражданином-пациентом и учреждением (частнопрактикующим врачом) складываются на основании договора по оказанию медицинской помощи.

Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится только после получения его письменного согласия. Несовершеннолетнему в возрасте до 16 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей.

Предусмотрено оказание психиатрической помощи без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя:

— при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ и УПК РФ;

— при недобровольном психиатрическом освидетельствовании, диспансерном наблюдении, госпитализации по основаниям, предусмотренным Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. ст. 23, 29).

Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, которые установлены УК РФ и УПК РФ.

Недобровольное психиатрическое освидетельствование лица без его согласия может быть проведено в случаях, когда имеются данные о наличии у него тяжелого психиатрического расстройства, которое обусловливает:

— его непосредственную опасность для себя или окружающих;

— его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

— существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В этих случаях решение принимает врач-психиатр самостоятельно или с санкции судьи. Если лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, то заявление о недобровольном психиатрическом освидетельствовании может быть подано устно родственниками, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами, а решение принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя и окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования, и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в 3-дневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до вынесения постановления суда по решению врача-психиатра, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым.

Лицо, помещенное в психиатрический стационар по указанным основаниям, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. Если госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

При обоснованной госпитализации заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по местонахождению психиатрического учреждения его представителем для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Принимая заявления о госпитализации лица в психиатрический стационар и мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде. Заявление рассматривается судьей в течение 5 дней с момента его принятия.

Выписка пациента, госпитализированного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации в случаях выздоровления или улучшения его психического состояния, при котором не требуется дальнейшего стационарного лечения, а также завершения обследования или экспертизы, явившихся основаниями для помещения в стационар.

Права лиц, страдающих психическими расстройствами:

— при оказании психиатрической помощи все пациенты имеют право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства. Психиатрическая помощь оказывается по возможности по месту жительства в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

— гражданин имеет право на получение информации о своих правах, а также в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информации о характере имеющегося у него психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах.

— лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением установленных в законе случаев. Лицу, отказывающемуся от лечения, должны быть разъяснены возможные последствия прекращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра. Пациенты могут отказаться от использования их в качестве объекта учебного процесса;

— медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц;

— пациенты могут дать предварительное согласие и оказаться на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований. В отношении лиц, которые проходят психиатрическое лечение в недобровольном порядке, проведение испытаний медицинских средств и методов вообще не допускается;

— не разрешается применение к лицам, которые проходят психиатрическое лечение в недобровольном порядке, хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия;

— по требованию пациента возможно приглашение любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, для работы во врачебной комиссии при наличии его согласия;

— гражданин, которому оказывается психиатрическая помощь, вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат;

— сведения о наличии у гражданина психического расстройства, о фактах обращения за психиатрической помощью и лечения в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной;

— администрация и медицинский персонал психиатрического стационара обязаны информировать родственников или законных представителей пациента, а также иное лицо по его указанию об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях.

Особые права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах:

— содержание в психиатрическом стационаре возможно только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

— меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него и окружающих. Такие меры осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации;

— все пациенты, находящиеся на лечении и обследовании в психиатрическом стационаре, вправе обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из стационара и соблюдения их прав;

— пациенты вправе подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуры, суда и адвокатуры, встречаться с адвокатом наедине;

— пациенту разрешено исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь соответствующую атрибутику и литературу, встречаться наедине со священнослужителем;

— пациент имеет право выписывать газеты и журналы, получать образование по программе общеобразовательной или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;

— если пациент участвует в производительном труде, то вознаграждение за труд он получает наравне с другими гражданами.

Ограничение прав и свобод (дискриминация) лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.

В порядке вынужденного исключения из этого правила вследствие психического расстройства гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, связанных с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний.

Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется прокуратурой.

Правила предоставления платных услуг медицинскими организациями

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

  1. Поликлиника или больница, в которой проводятся дополнительные процедуры, обязано иметь оформленный перечень услуг и работ, составляющих лечебную деятельность. В данном перечне также указывается номер и наименование лицензии, дающей право ведение лечебной деятельности.
  2. Сроки выполнения услуги, объем работы, и иные требования устанавливаются сторонами при заключении договора.
  3. Заказчику при заключении потребительского договора должны быть даны все необходимые разъяснения по предоставляемым услугам. В государственных учреждениях пациента должны известить о том, какие услуги он может получить на бесплатной основе, в рамках государственных и территориальных программ. Если гражданин попадает под условия какой – либо программы, его обязательно должны уведомить об этом.
  4. Если потребитель отказывается от платных услуг, медицинская организация не вправе сократить объем оказываемых бесплатных услуг, положенных больному и назначенных врачом.
  5. Поликлиники и больницы, в которых гражданам оказывается любая помощь в рамках федеральных и региональных программ, имеют право на оказание не стандартных, дополнительных услуг, консультаций (с выездом на дом). Получить такую помощь можно лишь на платной основе. Существует возможность записаться в поликлинику и на условиях анонимности.
  6. Государственные медицинские организации и учредители, а также частные клиники устанавливают цены на все услуги самостоятельно, в соответствие с внутренней политикой организации, но при этом должны приниматься во внимание действующие общие тарифы.
  7. Лица, не зарегистрированные в России и временно пребывающие в стране также как и россияне, вправе получить помощь при условии, что требуется экстренная терапия с целью сохранения жизни. Остальные услуги, по собственному желанию, оказываются только по договору и при наличии полиса ДМС, который может быть оформлен на определенный срок.
  8. Министерство Здравоохранения устанавливает и закрепляет нормативными актами определенный порядок оказания услуг и выполнения лечебных мероприятий. Этот порядок должен строго соблюдаться. В ином случае организация теряет государственную лицензию и право на прием клиентов. Это относится также и к каждому конкретному врачу.
  9. Клиент должен иметь возможность ознакомиться с деятельностью клиники или больницы. Для этих целей создаются официальные сайты в Интернете, где выкладываются копии лицензий, список принимающих врачей, полный перечень услуг и цены. Также указывается полное юридическое наименование организации и точный адрес (адреса филиалов).
  10. На стойках информации предоставляются брошюры, дублирующие данные с официального сайта. Брошюры должны быть всегда доступны для посетителей, как и прейскурант.

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Организация услуг на иных условиях

Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

  • при личном обращении гражданина, по его желанию;
  • по условиям территориальной программы;
  • в рамках целевых программ, введенных государством.

Под иными условиями понимают:

  1. Лечение в отдельной палате и с усиленным наблюдением, присутствие в палате сиделки.
  2. Предоставление больному медицинских препаратов, которые не являются необходимыми для поддержания жизни и работоспособности всех систем органов.
  3. Анонимные исследования.
  4. Дополнительные анализы, процедуры, проводимые по просьбе гражданина и при отсутствии показаний.

Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:

  • каждый человек имеет право на получение необходимой (экстренной) помощи в определенном объеме;
  • дополнительные услуги предоставляются по полису Добровольного медицинского страхования;
  • полис ОМС, по которому можно получить любые необходимые услуги, оформляется иностранным гражданам, оформившим вид на жительство.

Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

Возможен ли возврат средств, на каких условиях?

Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.

Возврат средств при оформлении вычета:

Кто может вернуть? Правовое регулирование Условия Как оформить возврат
Все граждане, уплачивающие подоходный налог – 13% (официально трудоустроенные), при условии, что лечение осуществлялось за собственные средства Ч.3 ст.219 п.3 НК РФ Гражданин, купивший лекарства, или оплативший лечение в государственной поликлинике, вправе оформить возврат.

Также его оформляют при оплате лечения детей, супруга.

Предоставляются документы:

  • декларация по форме 3НДФЛ (заполненная);
  • справка о выплаченных налогах — 2НДФЛ;
  • договор на оказание медицинских услуг, справка, подтверждающая оплату.

Если использовался полис ДМС, необходимо предоставить полис, чек, заключение врача и все платежные документы.

Все документы предоставляют в отделение ФНС.

Общая сумма возвращаемых средств не может превысить 120 000 руб. Для не дорогостоящего лечения установлен другой предел для вычета – 15 600 руб. Обратиться для получения вычета можно до истечения 3- летнего срока с момента лечения.

Когда запрещено оказывать платные услуги

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):

  1. В случаях, когда пациенту нужна экстренная помощь или лечение, предусмотренное по государственной программе на бесплатной основе (консультация врача, назначение медикаментов, анализы).

    Предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения запрещено, если требуется экстренная помощь

  2. Пациент не дал свое согласие на проведение каких – либо лечебных манипуляций. Это относится к случаям, когда дополнительное вмешательство и процедуры требуются для сохранения жизни человека.
  3. Отсутствует прайс–лист с полным перечнем платных услуг и указанием цены на каждую из них.
  4. Информация о предоставлении платных услуг отсутствует на официальном сайте и в брошюрах учреждения. Оплата услуг должна осуществляться на кассе, с получением чека, но не в кабинете у врача.

Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Дебет

Кредит

Основание

Начислены доходы от оказания платных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 205 31 660

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

2 210 03 560

2 201 11 610

2 201 34 610

2 210 03 660

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

2 201 23 510

2 205 31 660

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

2 201 11 510

2 201 23 610

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

146 000

Поступила выручка в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

146 000

Отражена передача денежных средств инкассатору

(146 000 руб. — (146 000 руб. x 2,5 %))

2 201 23 510

2 201 34 610

146 000

Внесены денежные средства на счет 40116

2 210 03 560

2 201 23 610

142 350

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 210 03 660

142 350

Оплачены услуги банка

2 302 26 830

2 201 23 610

3 650

Отражены расходы на оплату услуг банка

2 109 80 226

2 302 26 730

3 650

Пример 2.

Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом

2 205 31 560

2 401 40 130

120 000

Внесена в кассу учреждения плата за обучение

2 201 34 510

2 205 31 660

120 000

По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

(120 000 руб. / 10 мес. х 6 мес.)

2 401 40 130

2 401 10 130

72 000

Пример 3.

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена плата за общежитие

(1500 руб. x 95 чел.)

2 205 30 560

2 401 10 130

142 500

Внесена плата за общежитие на счет учреждения

2 201 11 510

2 205 30 660

142 500

Формирование цены услуги

Согласно пункту 9 правил оказания услуг цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По государственным (муниципальным) учреждениям прейскуранты цен могут доводиться соответствующими федеральными (местными) органами исполнительной власти.

Цену платной медицинской услуги, как правило, образуют:

а) действующие тарифы по территориальным программам обязательного медицинского страхования;

б) затраты учреждений, связанных с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования (определяются в процентах от установленного тарифа (пункт «а») раздельно за лечение в стационаре и за медицинские амбулаторно-поликлинические услуги);

в) затраты стационара, связанные с превышением нормативного срока пребывания пациента по медико-экономическому стандарту, определяемых по стоимости одного койко/дня нормативного срока лечения (пункт «а» + пункт «б») за каждый койко/день сверх нормативного пребывания;

г) надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанные в пунктах «а» – «б», за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента (например, одноместная палата – 25 процентов, двухместная палата – 15 процентов, телефон, телевизор — по 10 процентов и тому подобное);

д) прибыли с учетом норматива рентабельности в размере 25 процентов от суммы пунктов «а» – «г»;

е) дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и тому подобное, оплачиваемые по факту предоставления услуги, исходя из дополнительных тарифов (расценок).

Отсюда видно, что цена услуг, оказанных в поликлинике (амбулаторно), будет складываться из тарифа по программам обязательного страхования и определенной части постоянных затрат учреждения.

При оказании услуг с выездом на дом, дополнительно подлежат оплате стоимость проезда (эксплуатации транспорта) и стоимость дополнительно оказываемых услуг.

По согласованию с органами здравоохранения государственными и муниципальными учреждениями может быть принят любой другой порядок ценообразования на оказываемые услуги (например, примерные затраты учреждения плюс оплачиваемый уровень рентабельности; по средним рыночным ценам, сложившимся в регионе, и тому подобное).

На новые виды услуг, не перечисленные в прейскурантах (ценниках), а также в тех случаях, когда использование цен заранее оказывается экономически не выгодным (не возмещаются понесенные расходы по бюджетной сфере), учреждения самостоятельно выходят с представлением экономических обоснований и расчетной документации.

В случае необходимости такие услуги могут быть оказаны по рыночным тарифам, сложившимся в местности, где расположено учреждение.

При предоставлении услуг, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования, к уплате причитается разница между ценой услуги и страховой ценой.

Коммерческие учреждения самостоятельно определяют расценки (тарифы) на оказываемые услуги.

Во всех случаях потребители должны быть уведомлены о действующих в учреждении расценках до предоставления услуг.

Вопрос установления цены на медицинскую услугу достаточно важен, и от того, насколько оптимально выбрана цена той или иной услуги, зависит прибыль организации, ее конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.

Цена, которую устанавливает медицинское учреждение на услугу, должна быть выше затрат на ее оказание.

Следовательно, перед тем как установить цену на услугу, медицинская организация должна определить все свои затраты на нее. Сделать это можно самостоятельно, а можно воспользоваться Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая утверждена Минздравом Российской Федерации №01-23/4-10, РАМН №01-02/41-10 от 10 ноября 1999 года, и не утратила свою силу до сих пор.

В соответствии с положениями данного документа все затраты, из которых складывается себестоимость услуги, можно разделить на следующие составляющие:

— основную заработную плату основного персонала.

— дополнительную заработную плату основного персонала;

— отчисления с заработной платы основного персонала во внебюджетные фонды;

— материалы (медикаменты и перевязочные материалы);

— амортизацию оборудования;

— прочие расходы.

В основную заработную плату основного персонала включаются суммы, которые медицинская организация выплачивает своим сотрудникам согласно штатному расписанию. К дополнительной заработной плате будут относиться различные компенсации, например:

— за работу в ночное время;

— женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;

— отпускникам.

Кроме того, в дополнительную заработную плату будут включаться суммы, выплачиваемые приглашаемым консультантам.

В составе прочих расходов медицинское учреждение учтет:

— оплату труда общеучрежденческого персонала. Общеучрежденческий персонал – это сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал и медицинские регистраторы;

— отчисления во внебюджетные фонды с данной заработной платы;

— затраты на командировки.

Определив состав затрат, из которых складывается себестоимость услуги, необходимо определить норматив расходов каждого вида затрат на услугу.

Норматив оплаты труда.

Для расчета норматива необходимо знать, сколько требуется времени на выполнение услуги. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг рекомендует измерять время в условных единицах, а за одну единицу брать 10 минут. Затем следует установить, сколько платить сотруднику за единицу времени. Таким образом, норматив оплаты труда равен времени, потраченному на оказание услуги, умноженному на стоимость единицы времени.

Данный показатель напрямую зависит от сложности предоставляемой услуги. Чем сложнее оказываемая услуга, тем дороже она стоит. Поэтому бухгалтеру медицинской организации можно разделить все оказываемые услуги на группы по степени сложности и для каждой группы определить свой норматив.

Если медицинскую услугу оказывают несколько медицинских работников, то бухгалтер должен сложить их нормативы.

Если сотрудники медицинской организации получают оклады, то норматив оплаты труда определяется следующим образом. Во-первых, необходимо сложить все оклады, а затем полученную сумму распределить по видам оказываемых услуг. Для этого можно использовать предполагаемую долю выручки от оказания каждой услуги и умножить ее на сумму всех окладов. Полученный результат нужно разделить на количество услуг, которое медицинская организация планирует оказать. Конечно, полученный результат будет относительным, так как изначально предположить долю выручки и количество услуг достаточно проблематично, поэтому, как правило, бухгалтерам приходится использовать данные за прошлый отчетный период.

Попробуем рассмотреть такой расчет на примере (цифры примера условные).

Пример.

ООО «Медик» делает эндоскопию желудка и колоноскопию. В организации работают четыре таких специалиста. Сумма их окладов — 24 000 рублей в месяц.

Предположим, в 2004 году от оказания услуг по эндоскопии желудка получено 180 000 рублей, а по колоноскопии – 150 000 рублей ООО «Медик» проводило за месяц в среднем 52 эндоскопии и 25 колоноскопий.

Определяя нормативы по оплате труда на 2005 год, бухгалтер использовал для расчета данные 2004 года. В результате получилось, что норматив оплаты труда для эндоскопии желудка составляет: 24 000 рублей х 180 000 рублей : (180 000 рублей + 150 000 рублей) : 52 услуги = 251,74 рубля, а для колоноскопии: 24 000 рублей х 150 000 рублей : (180 000 рублей + 150 000 рублей):25 услуг = 436,36 рубля.

Считая норматив по дополнительной заработной плате, бухгалтер также будет использовать данные за прошлый период. При этом в расчет берется обычная сумма дополнительной заработной платы сразу для всех сотрудников.

Обратите внимание!

Если в дополнительную заработную плату входит оплата услуг консультантов, то норматив по этому расходу лучше привязать непосредственно к той услуге, по которой была проведена консультация.

На основании данных за 2004 год бухгалтер ООО «Медик» определил, что сумма дополнительной заработной платы в январе 2004 года составит 2 500 рублей.

Тогда норматив дополнительной заработной платы на одну эндоскопию: 2 500 рублей х 180 000 рублей: (180 000 рублей + 150 000 рублей) : 52 услуги = 26,22 рубля, колоноскопию: 2 500 рублей х 150 000 рублей :(180 000 рублей + 150 000 рублей) :25 услуг = 45,45 рубля.

Норматив по отчислениям на единый социальный налог и страхование от несчастного случая:

Величина данного норматива зависит от величины основной и дополнительной заработной платы, а определяется аналогично нормативу оплаты труда.

Так как предполагаемая сумма основной и дополнительной заработной платы у ООО «Медик» в январе 2005 года — 26 500 рублей (24 000 рублей + 2500 рублей), отчисления на единый социальный налог и страхование от несчастного случая составят: 26 500 рублей х 26% + 26 500 рублей х 0,2% = 6 943 рубля.

Норматив по материалам

Определяется для каждого вида услуг отдельно.

Предположим, расход медикаментов и перевязочных материалов на одну эндоскопию – 5 рублей, а на одну колоноскопию – 3 рубля.

Норматив на амортизацию оборудования

Для определения данного норматива необходимо сумму амортизации по оборудованию разделить на количество услуг, планируемых оказать с помощью данного оборудования.

ООО «Медик» имеет специальное оборудование, с помощью которого оказываются услуги. Предположим, что ежемесячная норма амортизации по гастроскопу – 1 200 рублей, по колоноскопу – 1 700 рублей.

Тогда норматив амортизации на эндоскопию: 1 200 рублей: 52 услуги = 23,07 рубля, на колоноскопию: 1 700 рублей : 25 услуг = 68,00 рублей.

Норматив по прочим расходам

Чтобы определить данную величину берут общую сумму прочих расходов за прошлый период и распределяют по видам услуг.

Предположим, что в 2004 году прочие расходы у ООО «Медик» составили 12 000 рублей.

Таким образом, бухгалтер определил все необходимые нормативы, которые влияют на себестоимость медицинской услуги.

Исходя из полученных данных, норматив расходов ООО «Медик» на проведение:

одной эндоскопии: 251,74 рубля + 26,22 рубля + 72,83 рубля + 3 рубля + 23,07 рубля + 125,87 рубля = 502,73 рубля;

одной колоноскопии: 436,36 рубля + 45,45 рубля + 126,24 рубля +5 рублей + 68 рублей + 218,18 рубля = 899,23 рубля.

Итак, бухгалтер определил нормативную стоимость медицинской услуги. В течение месяца он использует нормативную стоимость медицинской услуги, а после оказания услуги сделает проводку:

Корреспонденция счетов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *