Расстройства аутистического спектра у детей

Алпацкий Дмитрий АлександровичВрач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ 07.12.2015

Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

— гипотеза о генетической предрасположенности

— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

— нарушение социальной адаптации

— нарушения в коммуникативной сфере

— стереотипность поведения

В основные диагностические этапы входит:

— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

— беседа с родителями

— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Виды РАС

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.

Коррекция больных с РАС

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:

1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.

2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.

3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.

5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

Возврат к списку

Расстройства аутистического спектра: симптомы или болезнь?

РАС — это комплекс (спектр) диагнозов, которые больше не используются самостоятельно и, согласно МКБ-11 (от 2018 года), объединены в одну новую диагностическую единицу — РАС (код 6A02). Расстройство можно назвать как болезнью (точнее проблемой со здоровьем), так как оно имеет код в МКБ-11, так и синдромом, то есть комплексом симптомов.

РАС называют также альтернативным состоянием психики, что подразумевает его принятие как одну из возможных поведенческих норм (когда такое состояние не вызывает серьёзных, неразрешимых проблем).

До появления в МКБ-11 такого термина как «расстройство аутистического спектра», для определения этого состояния использовался термин «аутизм». В связи с изменениями диагностических критериев наблюдается увеличение числа пациентов со сглаженной формой аутизма, под которой часто подразумевают РАС.

Расстройство может сопровождаться отставанием в умственном и физическом развитии. Иногда интеллектуальные способности сохраняются, но развиваются неравномерно: в каких-то областях с отставанием от нормы, а где-то проявляются в виде необычных способностей, например, в виде феноменальной памяти, абсолютного слуха, что позволяет говорить даже о гениальности (синдром саванта).

Хотя такое при РАС наблюдается только в отдельных случаях, это даёт основание не ставить знак равенства между расстройством и умственной отсталостью.

Основные признаки расстройства:

  • выраженные проблемы в общении, которые не поддаются коррекции обычными воспитательными методами;
  • склонность к бессмысленному на первый взгляд повторению движений и фраз;
  • ограниченное поведение – характеризуется узкой направленностью интереса, например, на какую-то одну игрушку.

Признаки нарушения психомоторного развития проявляются в совсем юном возрасте и не всегда бывают расценены родителями как отклонения, которые следует корректировать.

У пациентов с РАС наблюдаются также такие признаки как:

  • нарушение способности контактировать с окружающими людьми (вести диалог, использовать жестикуляцию), что приводит к сложностям в социальной адаптации;
  • неспособность проявлять адекватную заинтересованность к действиям других людей, при этом пациент склонен зацикливаться на собственных интересах;
  • недостаточность воображения (что ведёт к непониманию правил некоторых детских игр);
  • неспособность к обычному проявлению эмоций;
  • скудная жестикуляция;
  • необычность речи и интонации (речь может быть очень замедленной, а интонация слишком монотонная), возможна эхолалия – неосознанное повторение услышанных фраз (эхо-симптом);
  • чрезмерная замкнутость, уход в свой внутренний мир, нежелание делиться переживаниями;
  • слабая эмпатия (эмоциональное сопереживание);
  • потребность в постоянстве, ритуальное поведение (один и тот же режим дня, маршрут прогулок, рацион питания), на незначительные изменения пациент может прореагировать очень болезненно;
  • в некоторых случаях наблюдается кататония разной степени тяжести, вплоть до полного отсутствия движения и речи;
  • присутствуют проблемы с засыпанием, сон поверхностный, беспокойный;
  • стереотипия — бесцельное раскачивание туловища, вращение головой и другие действия, не имеющие определённой цели и явной смысловой нагрузки;
  • компульсивное поведение — следование некоему внутреннему чувству, которое принуждает выполнять действия по строгим правилам, например, раскладывать вещи или игрушки в определённом порядке (невыполнение правил вызывает повышенную тревожность и беспокойство);
  • у пациентов с РАС проявляется аутоагрессия, то есть неосознанная склонность к самоповреждению, что требует особого внимания.

Наблюдаются также сложности в поддержании нормального зрительного контакта, так как это может провоцировать возникновение неприятных ощущений. Эта особенность поведения является отличительной чертой при аутистических расстройствах.

Пациенты с расстройством могут также испытывать затруднения в понимании невербальных поведенческих сигналов и правильном их использовании. Их жестикуляция отличается от привычной, но может быть скорректирована сознательным усилием (при сохранении интеллекта).

В тяжёлых случаях больной практически не имеет способности смотреть в глаза собеседнику для поддержания зрительного контакта, не может продемонстрировать нормальную мимику и жестикуляцию.

У пациентов с расстройством наблюдаются необычные и навязчивые интересы, например, привязанность к какому-нибудь бытовому предмету, бесконечное переписывание расписания движения автобусов.

При этом больные отличаются чрезмерной сфокусированностью на своих действиях, испытывают непреодолимую тягу к порядку. Например, маленький ребёнок с РАС будет часами стараться выстраивать игрушки или какие-либо предметы в строгом и неизменном порядке.

Такая способность к сосредоточению и концентрации, склонность к порядку – может послужить плюсом в социальной адаптации. При правильно подобранному роду занятий пациент с РАС может достигнуть в них значительных успехов.

Причины нарушений

Расстройства аутистического спектра — это недостаточно изученная проблема, у подавляющего большинства детей причины её появления остаются невыясненными. Считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков.

При РАС отмечаются патологические изменения в головном мозге неясной этиологии. Есть предположение, что расстройство может быть обусловлено органическим поражением мозга.

Заболевания, на фоне которых было зафиксировано достаточное количество выявленных случаев РАС (что позволяет проводить между ними взаимосвязь):

  • врождённая краснуха — инфекционное заболевание, которое передается от матери плоду и может привести к аномалиям его развития;
  • ЦМВ — цитомегаловирусная инфекция (врождённая и перинатальная) — приводит к задержке развития и роста ребёнка;
  • фенилкетонурия – проявляется умственной отсталостью, нарушением поведенческих реакций, вызванных патологически повышенным уровнем аминокислоты фенилаланин;
  • ТСК — туберозный склерозный комплекс — наследственное заболевание, которое характеризуется образованием опухолей (тубером), в том числе в головном мозге, что ведёт к нарушениям в его работе;
  • генетическая патология в X-хромосоме – приводит к умственной отсталости.

У некоторых детей с РАС отмечают увеличение желудочков мозга и аномалии развития ядер головного мозга. Замечено также некоторое увеличение объёма мозга.

Теория, связанная с прививками, как возможной причины возникновения расстройства, не подтвердилась, после выявления факта фальсификации проводимых исследований. Отрицательное влияние на организм неблагоприятных условий внешней среды также не получило подтверждения как достоверной причины возникновения РАС.

Известно только то, что нарушения, приводящие к расстройствам, формируются на начальных стадиях развития мозга.

Генетические факторы

Генетическая теория возникновения РАС в результате мутаций основывается на исследованиях, которые выявили, что у родителей с расстройством вероятность рождения ребёнка с проблемами в развитии довольно высокая, в 50 и даже в 100 раз выше, чем у родителей без выявленного расстройства. Также высока вероятность выявления аутизма у монозиготных близнецов.

Генетические исследования выявили участки генов, ответственные за формирование ЦНС, которые потенциально связаны с РАС. Уделяется также внимание генам, которые имеют отношение к серотонину и гамма- аминомасляной кислоте (сокращённо – ГАМК). Обнаружена взаимосвязь между аномальными функциями ГАМК, повышенным уровнем нейромедиатора серотонина и возникновением расстройства.

Психологические факторы

В качестве возможных причин возникновения РАС можно рассматривать следующие психологические факторы:

  • тяжёлый стресс вследствие холодности матери, кризис в семье – при этом психика ребёнка может оказаться настолько травмированной, что в дальнейшем развитии появятся выраженные нарушения;
  • хроническая депрессия у будущей мамы в период беременности;
  • выраженный перфекционизм у родителей или членов семьи – как причина болезненной склонности ребёнка к порядку.

При выявлении психологических проблем в семье рекомендуется семейная психотерапия.

Дифференциальная диагностика

Расстройства аутистического спектра диагностируются на основании наблюдения за пациентом, а также по результатам тестов и опросников, устанавливающих уровень социальной адаптации. Тестирование детей проводится педиатрами и психологами, которые специализируются на поведенческой терапии. В раннем возрасте детям с подозрением на РАС проводится специальное тестирование M-CHAT-R.

Следует отличать РАС от таких нарушений развития как:

  • умственная отсталость (как отдельное нервно-психическое заболевание);
  • СДВ – расшифровывается как синдром дефицита внимания – проявляется чрезмерной импульсивностью и неспособностью концентрировать внимание, в сочетании с гиперактивностью обозначается как СДВГ;
  • дислексия — расстройство интеллектуальной деятельности, которое характеризуется нарушением способности к обучению (в основном это сложности с чтением, выраженные проблемы с орфографией и письменностью).

Расстройства аутистического спектра отличают от расстройств шизофренического спектра, которые проявляются сильным отрывом от внешнего мира и чрезмерной замкнутостью пациента на самом себе.

Согласно руководству DSM-5, для подтверждения диагноза РАС требуется наличие не менее 2-х очевидных нарушений в коммуникативном поведении, а также минимум 2 проявления стереотипии.

Лечение аутистических расстройств

Терапия расстройств направлена в первую очередь на улучшение коммуникативных возможностей пациента и повышение его самостоятельности. Когда поведенческой терапии недостаточно, для коррекции тревожности, неуправляемой агрессии и при частых приступах аутоагрессии используют медикаментозное лечение. Хорошие результаты наблюдаются при пет-терапии (лечение с помощью домашних питомцев).

Прикладной анализ поведения (ПАП)

Начальный этап ПАП заключается в анализе поведения пациента с целью выяснения наиболее значимых отклонений. Затем проводится коррекция – работа с отдельными блоками, где каждое действие разучивается отдельно: правильные – закрепляются, неправильные – достаточно жёстко отсекаются. При этом изменяется само поведение.

В процессе учитывается окружение пациента, вырабатывается стратегия дальнейшего взаимодействия с близкими. Улучшение наступает при устойчивом сохранении и закреплении новых, более приемлемых к социальной адаптации навыков.

TEACCH

Метод подразумевает анализ и оценку состояния детей с РАС, лечение и помощь в образовании. Основная цель — помочь установить устойчивую ассоциативную связь в сознании пациента между его действиями и дальнейшим результатом.

Метод включает в себя исследование психологического статуса пациента, с акцентом на недостатки социализации. Затем создаётся индивидуальная модель воспитания и развития, проводятся тренировки и упражнения. В программу активно привлекаются родители. Конечная цель программы — приобретение необходимых социально-бытовых навыков.

Логопедическая и речевая терапия

Задачей этого типа коррекции является налаживание речевой связи между взрослым и ребёнком с РАС. В терапию включают гимнастику для языка, тренировку мимических мышц, участвующих в процессе речеобразования.

При обучении, фразы и предложения произносят отчётливо и медленно. Имеет значение правильная интонация. Для лучшего усвоения письменной речи используются картинки и иллюстрации. Если речевая терапия проводится в игровой форме, понятной ребёнку, это увеличивает её эффективность.

Медикаментозное лечение

При выраженной тревожности, судорожных припадках, проблемах со сном, приступах гнева и аутоагрессии назначают транквилизаторы (бензодиазепины):

  • Диазепам – таблетки (2 мг), инъекции (в/м, в/в), быстрый седативный эффект, возможна сонливость, вялость, заторможенность;
  • Лоразепам – таблетки (2,5 мг), противосудорожное, седативное, снотворное (в некоторых случаях возможно чрезмерное возбуждение в виде побочного эффекта).

Бензодиазепиновые транквилизаторы могут вызывать привыкание (бензодиазепиновую зависимость), поэтому применение этих препаратов (особенно длительное) требует врачебного контроля.

Нейролептики применяемые при расстройствах аутистического спектра

По показаниям могут быть назначены антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы.

Коррекционная работа с детьми при РАС

Основные этапы коррекционной работы:

  1. Установление первоначального контакта, с учётом индивидуальных особенностей психического и физического состояния ребёнка с РАС.
  2. Постепенная стимуляция и поощрение активности, вовлечение в процесс обучения.
  3. Устранение возникающих страхов, снятие напряжённости, замкнутости, недоверия. Купирование тревоги, агрессии и аутоагрессии. Нивелирование негативизма.
  4. Формирование новой модели социального поведения, поддержание и поощрение желательного поведения.
  5. Закрепление полученных навыков.

Работа требует повышенного внимания и терпения. Рекомендуется не пропускать и не прерывать занятия, пока у ребёнка не сформировалась новая, устойчивая модель поведения.

Педагогика и обучение

При расстройстве лёгкой степени, после необходимой коррекции, возможно получение инклюзивного образования, то есть на общей основе. На начальном этапе адаптации к программе обучения может понадобиться помощь тьютора (репетитора) и индивидуальная подготовка.

Согласно закону 273 «Об образовании», принятому в 2012 году, детям с РАС законодательно полагается доступное образование. В 2014 году принято Приложение 8 об утверждении нового стандарта в начальном образовании, которое учитывает интересы детей с ограниченными возможностями.

Пациенты с расстройством аутистического спектра имеют возможность социализироваться. Это не менее важно для родственников и ближайшего окружения. Детям с РАС, после необходимой коррекции и адаптации, доступно инклюзивное образование.

При сохранении интеллектуальных способностей есть возможность получить профессиональные навыки, найти, например, удалённую работу с минимумом эмоционального взаимодействия. При своевременно начатой коррекции пациенты имеют возможность общаться и развиваться на приемлемом социальном уровне с принятием себя и своих особенностей.

Степени тяжести расстройств аутистического спектра

В зависимости от возможности пациента к развитию и способности поддерживать общение, различные виды аутистического спектра могут иметь лёгкую или тяжёлую степень тяжести.

Вид РАС Лёгкая степень Тяжёлая степень
Синдром Аспергера +
Синдром Каннера + +
Атипичный аутизм +
Синдром Ретта +
Синдром Геллера +

Лёгкая степень характеризуется возможностью корректировки и приемлемой социальной адаптацией. В тяжёлых случаях наблюдается прогрессирующая детская деменция (слабоумие) и полная неспособность к социальному взаимодействию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *