Реминисценция

В различных литературоведческих статьях иногда можно встретить такое высказывание: «В творчестве этого автора имеются реминисценции произведений другого». Чтобы понять, что это значит, нужно определить понятие «реминисценция». Попробуем это сделать.

Исследуемый термин проник в русский язык из латинского. Буквально слово «reminiscentia» переводится как «припоминание, воспоминание». Большой энциклопедический словарь трактует это понятие как совокупность черт поэтического или музыкального произведения, наводящих на воспоминание о другом произведении. Считается, что реминисценция – это результат несознательного заимствования автором чужого образа, стилистического приёма, сюжета, ритма и т. д. Термин был введён для того, чтобы разграничивать намеренное подражание и невольное заимствование. В последнее время этот приём вполне сознательно применяется как художественное средство, рассчитанное на узнавание читателем и соответствующее ассоциативное восприятие произведения.

У термина «реминисценция» имеются близкие понятий – параллель и аллюзия. Под параллелью (параллелизм) понимают риторическую фигуру, основанную на совпадении нескольких речевых конструкций, что соединяет их в целостный художественный образ. Аллюзия – это тоже стилистическая фигура, в которой содержится отсылка, намёк или указание на определённый литературный, политический или исторический факт. В отличие от реминисценции, которая может восприниматься в нескольких смыслах, аллюзия требует однозначного прочтения. Например, в стихотворении И. А. Бродского «Я памятник воздвиг себе иной!» содержится именно аллюзия:

Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом…

В этих строках мы можем обнаружить явный намёк только на пушкинское стихотворение «Памятник» и ни что иное.

Интересно, что корни термина следует искать не в истории поэзии, а в философии. Первым, кто обратился к использованию воспоминаний, был древнегреческий учёный Платон. Он развил концепцию, названную анамнезис или учение о припоминании. Согласно ей существует мир идей, в котором обретаются души до воплощения на Земле в виде людей. Там души воспринимают знания, которые потом можно пробудить в человеке. Идея о припоминании была изложена в нескольких произведениях Платона, и оттуда, вероятно, термин распространился и в другие науки, например в музыкальную теорию и литературу.

В качестве реминисценций могут воспроизводиться самые различные части поэтического текста. Это могут быть образы, детали сюжета, типы строф, особенно выразительные фразы и т. д. Так, у М. Ю. Лермонтова в поэме «Демон» встречаем такие строки:

Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего…

Эта фраза очень напоминает слова из пушкинского «Кавказского пленника»:

Таил в молчанье он глубоком
Движенья сердца своего,
И на челе его высоком
Не изменялось ничего…

В произведении «Смерть Поэта» угадываются библейские реминисценции:

И прежний сняв венок – они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело…

Понятно, что в этом стихотворении Михаил Юрьевич говорит о гибели своего великого современника, А. С. Пушкина, но образ, раскрытый в этом четверостишии, неявно отсылает читателя к фигуре Иисуса Христа.

Лермонтовские реминисценции, в свою очередь, можно обнаружить у А. А. Блока. В стихотворении «Отрывок» читаем:

Ночь темна и непонятна,
Всё от нас сокрыто мглой,
Где чиста и благодатна
Говорит звезда с звездой.

Последняя строка в этом фрагменте является почти дословным копированием слов Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

«Выхожу я один на дорогу…».

Реминисце́нция (лат. reminiscentia, воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из главных методов реминисценции (по определению воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.

Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.

Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Некоторые тотемы, гербы и товарные знаки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы (смотрите взаимоотношения постимпрессионистов и первооснователей импрессионистской живописи).

Платон

Основная статья: Учение о припоминании

Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес, ана́мнесис, др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (1988), А. Архангельский (1989) и П. Бухаркин (1990). Ряд плодотворных решений найден Лотманом в статье «Тютчев и Данте. К постановке проблемы» (1983).

В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик масс-медийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов памяти прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение амнезии – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня интеллекта, что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Функции и роль

Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.

.id_adaptiv_1{width:320px;height:100px}@media(min-width: 500px){.id_adaptiv_1{width:468px;height:100px}}@media(min-width: 800px){.id_adaptiv_1{width:720px;height:100px}}

Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:

Анализ социальной памяти Реминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Гносеологические траектории Роль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.
Корреляция позиций Реминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления.

Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Диагностика

Реминисценция поддаётся анализу только при изложении смысла содержания. Текстуальное воспроизведение, как метод диагностики, не проводится. Лучше всего использовать материал, который заставляет сосредоточиться и сконцентрироваться на одной мысли. Реминисценция может быть обнаружена при иллюстративных моментах, но и это зависит от отношения испытуемого к наглядному материалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *