Ринолалия

Основные симптомы:

  • Гримасничанье
  • Задержка речевого развития
  • Замкнутость
  • Затруднение приема пищи
  • Изменение голоса
  • Нарушение дыхания
  • Нарушение звукопроизношения
  • Нарушения письма
  • Недобор веса у новорожденных
  • Неестественная речь
  • Необходимость в дыхании через рот
  • Непроизвольные колебания глаз
  • Опущение верхнего века
  • Раздражительность
  • Расщелины лица
  • Склонность к простудным заболеваниям
  • Скудность словарного запаса
  • Тихая речь
  • Тусклость голоса

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и прогноз

Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

  • Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.

  • Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.

  • Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.
  • Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички. Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

Для каждого дефекта свой отрезок на речевой линейке

Различающиеся формулировки в медицинской и в логопедической лексике описывают множество расстройств, связанных с продукцией речи.

Важно дифференцировать ринолалию от похожих речевых нарушений. Отличие ринолалии от ринофонии:

  • При ринолалии – искажается звукопроизношение всех звуков и тембра голоса с появлением выраженного «гнусавого» оттенка.
  • При ринофонии – нарушаются голосовые характеристики (возникает специфический назальный оттенок), но артикуляция и произношение при этом не страдают.

Диагностическое взаимодействие: пациент – это источник знаний.

Ринолалия + стертая дизартрия = осложненные признаки:

  • просодическая манера речи (делается акцент на ударении, тоне, интонации), но у ребенка не получается контролировать темп, паузы, интонацию при высказывании;
  • несостоятельность мелкой моторики при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики;
  • проявляется тенденция смазывания артикуляционных укладов: з-ж; с-ш;
  • нарушается общая организация речи – темп, плавность, тембр голоса.

Визитная карточка ринолалии

Врожденный и приобретенный дефект влечет за собой шлейф тягостных симптомов для ребенка:

  • Проблемы с естественным грудным вскармливанием, так как молоко вытекает через нос. Для нормализации питания применяют обтуратор (специальная пластина, закрывающая расщелину).
  • Поверхностное физиологическое дыхание с выраженным дисбалансом; недоразвитие грудной клетки.
  • Задержка развития (удержание головы, вставание на ноги, низкий вес и рост).
  • Частые воспалительные заболевания дыхательных путей, так как из-за дефекта отсутствует возможность очищения и согревания вдыхаемого воздуха.
  • Недоразвитие зубочелюстного аппарата (патологии зубного ряда, сужение верхней челюсти).
  • Наличие сопутствующих патологий (болезни органов дыхания, почек, сердца).
  • У школьников-ринолаликов, имеющих аденоиды или искривленную перегородку − увеличенные миндалины, сниженный слух.
  • Неврологическая симптоматика (тики, депрессии, головные боли, плохой сон), у 92% детей в возрасте от 3 до 14 лет регистрируют астенический, гиперкинетический, аффективный синдромы.

Расстройство артикуляционной моторики:

— аномальное изменение положения языка (к задней части ротовой полости) для компенсации дефекта;

— слабая подвижность губ;

— снижена функция мышц, поднимающих мягкое нёбо;

— компенсаторная нагрузка на мимические мышцы (раздуваются крылья носа, напрягаются мышцы лба).

  • Нарушение тембра голоса (гнусавость, зажатость, охриплость, слабость).
  • Смазанное произношение всех звуков.
  • Своеобразное искажение гласных фонем. Назальность увеличивается в последовательности: a-o-э-и-y.
  • Лабиодентальные согласные (губно-зубные): ф-ф’, в-в’, образуемые между нижней губой и верхними зубами, могут подменяться легким выдохом, если затруднено соприкосновение (снижена активность нижней губы).
  • Билабиальные согласные (губно-губные): п-п’; б-б’, для возникновения которых задействованы и верхняя, и нижняя губа. Звуки могут полностью отсутствовать (или меняются на м-м’) если губы плохо смыкаются.
  • Фонемы передней части языка: т-т’; д-д’ заменяются на похожие, но сильно искаженные звуки: к-к’; г-г’.
  • Звук л пропадает или напоминает краткое (у). Хотя часто он произносится нормально.
  • Звук р игнорируется, и виной тому аномальное положение языка.
  • Носовые фонемы тоже страдают, так как расстроена работа отдельных участков речевого тракта, ответственного за образование акустических характеристик.

Дополнительные проявления

  • Специфика фонематического слуха. Так как у детей-ринолаликов не сформирован артикуляционный опыт, они не слышат свои дефекты речи. В дальнейшем это приводит к сложностям в овладении звуковым анализом и является препятствием к освоению правильного письма (возникают замены, пропуски, употребление лишних звуков).
  • Нарушается лексика и грамматика. Отмечается скудный словарь слов с преобладанием глаголов и существительных. Фразы строятся неправильно.
  • Недостаточное психическое развитие (повышенная раздражительность, беспокойство, астенический синдром).

Этиология

Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.

Причины врождённой формы недуга представлены:

  • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
  • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
  • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
  • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
  • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии

Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

  • токсоплазмоз и краснуху;
  • эпидемический паротит;
  • грипп и другие инфекционные процессы.

Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

  • воздействие токсических веществ на организм беременной;
  • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
  • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
  • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

  • расщелина губы или неба;
  • несимметричность кончика носа;
  • асимметрия крыльев носа.

Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

  • деформации неба рубцового характера;
  • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
  • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

  • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
  • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

  • искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
  • появление доброкачественных новообразований или полипов;
  • гипертрофия слизистой носа;
  • злокачественные опухоли в носу;
  • образование непарной миндалины.

Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

  • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
  • различных отклонений неврологического происхождения;
  • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Терапия приобретенной ринолалии

Лечение проблем, возникших вследствие анатомических изменений в носоглотке, должно быть направлено на ликвидацию причин, преграждающих доступ воздуха в носовую полость. Прогноз положительный – дефект убирается. Дополнительно проводится обучающий курс с логопедом.

Если причина вызвана невротическими расстройствами из-за поражений нервной системы, а не самого нёба, то логопедической работы будет недостаточно. Обязательно нужна помощь невролога.

Площадка для оптимизма

Опыт специалистов и статистика подтверждают благоприятное развитие (психическое и школьная успеваемость) детей с врожденными расщелинами, при условии раннего коррекционного комплексного вмешательства. Они посещают школу, кружки, а реабилитация речи вскоре полностью завершается с выходом на нормальный уровень произношения.

Имеется много людей, которые после операции по поводу расщелины нёба успешно окончили институты (с отличием), поступили в аспирантуру и некоторые стали учеными. Семейная жизнь тоже сложилась благополучно.

Счастливым или несчастным человека делают только его представления, а не внешний мир!

Мастерская «речепроизводства»

Нёбно-глоточный механизм состоит из сложной группы структур, действующих в унисон, чтобы контролировать поток воздуха через нос и рот путем поднятия нёбной занавески и сужения стенок глотки (боковой и задней). Любое нарушение этого процесса может привести к ненормальной и плохо понятной речи.

Нёбно-глоточный затвор – это «ключевой сотрудник» уникальной функции звукопроизношения и баланса резонирования. Он служит клапаном между носоглоткой и ротоглоткой, создающим в ротовой полости давление для производства звуков и нормального резонирования голоса.

Попробуй совершить сложный путь к правильной речи, подарив себе способность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир.

Классификация

Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии

Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

  • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
  • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
  • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

  • органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
  • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

  • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
  • задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.

Симптоматика

Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

  • нарушение дыхательной функции;
  • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
  • недостаток массы тела новорождённого;
  • присутствие врождённых расщелин лица;
  • опущение верхнего века;
  • тихая речь;
  • непроизвольные колебательные движения глаз;
  • гиперрефлексия;
  • задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
  • появление гримас во время общения;
  • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
  • олигофрения;
  • раздражительность и замкнутость;
  • повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.

Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

  • изменение тембра голоса;
  • нарушение в произношении носовых звуков;
  • трудности при общении с посторонними людьми;
  • неестественность и тусклость голоса;
  • необходимость в постоянном дыхании через рот;
  • склонность к простудным недугам;
  • развитие астенического синдрома;
  • нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
  • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

Диагностика

Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

  • челюстно-лицевой хирург;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • ортодонт;
  • фониатр;
  • дефектолог;
  • психолог.

Первичная диагностика включает в себя:

  • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
  • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
  • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

Логопедическое обследование основывается на оценивании:

  • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
  • дыхания — физиологического и фонационного;
  • голоса и произношения всех звуков;
  • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:

  • рентгенографию носоглотки;
  • риноскопию;
  • Риноскопия

  • электромиографию;
  • фарингоскопию;
  • КТ и МРТ.

Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

Анализ состояния

Обследование детей-ринолаликов должно сопровождаться группой специалистов – логопедом и врачами различных специальностей (невропатологом, психологом, ЛОР, хирургом).

Модель диагностики состоит из нескольких этапов оценки:

  • Педиатрической – показания анамнеза:
  • течение беременности;
  • процесс родов;
  • внутриутробный онтогенез;
  • период речевого и физического развития;
  • воздействие вредных факторов;
  • семейная обстановка и контакт с ребенком;
  • заключение по шкале Апгар.
  • Логопедической:
  • физиологический и фонационный статус дыхания;
  • качество голоса (степень гиперназальности, громкость);
  • просодика речи;
  • возможности артикуляционной системы;
  • характер образования звуков;
  • фонематические способности;
  • тест словарного запаса;
  • развитие лексико-грамматического строя.
  • Педагогической:
  • Мышление, внимание, память, моторика, сенсорика.

Клиническая оценка является золотым стандартом, пока ребенок не достигнет 3-4 лет, когда достаточные уровни речевых и языковых способностей позволяют участвовать в инструментальном тестировании.

Объективные оценочные меры включают:

  • Назометр – компьютерный прибор, собирающий акустические данные из полости рта и носа во время речи. Назометрия полезна для оценки гиперназальности.
  • Видеофлюороскопия − рентгенографический метод, позволяющий увидеть длину и движение мягкого нёба и стенки глотки во время речи.
  • Магнитно-резонансная томография − относительно новый подход, лучший в качестве инструмента визуализации анатомии в области носоглотки.

Результаты диагностики помогают принять решение относительно хирургического или терапевтического лечения.

Профилактические меры и дальнейший прогноз

При грамотно составленной и систематической коррекции речевого дефекта наблюдается ее положительная динамика. Факторы, которые влияют на успешность терапии:

  • своевременное начало лечения;
  • наличие/отсутствие других заболеваний;
  • степень компенсаторной возможности организма;
  • индивидуальные особенности личности малыша и уровень сохранности его интеллекта;
  • качество проведенных хирургических операций.

Следует помнить, что наибольшую роль в процессе выздоровления ребенка играют родители. Они должны быть готовы к созданию необходимого речевого окружения и трате большого количества времени и средств на нужды малыша.

Профилактическая мера заключается в том, чтобы начать оберегать своего ребенка от различных травмирующих факторов еще в период беременности. Будущей маме нужно отказаться от вредных привычек и следить за состоянием своего здоровья.

Детская ринолалия поддается лечению. Для этого следует обратиться к врачу как можно раньше. Не игнорируйте подозрительные симптомы у ребенка! Тщательное выполнение всех рекомендаций врача поможет получить от терапии положительный результат.

Лечение

Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

  • применения глоточного обтуратора;
  • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
  • удаления аденоидов и полипов в носу;
  • иссечения новообразований глотки;
  • септопластики.

Терапия функциональной ринолалии основывается на:

  • физиотерапевтических процедурах;
  • психотерапии;
  • длительной работе логопеда с пациентом.

Помимо этого, в лечении также принимают участие:

  • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения.

Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

  • «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
  • «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
  • «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
  • «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
  • «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
  • «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

Коррекция ринолалии

Для лечения ринолалии применяется целый комплекс мероприятий. В их число входят:

  • Оперативное вмешательство. Способствует коррекции анатомических дефектов.
  • Ортодонтическое устранение. Также этот метод способствует и предупреждению повторного искажения верхних челюстей.
  • Лечебная гимнастика.
  • Оториноларингологическая санация. Предотвращает проблемы, вызывающие повреждение слуха.
  • Услуги психотерапевта.

Начинать лечить детскую ринолалию необходимо в как можно раннем возрасте. Желательно чтобы этот процесс был окончен еще до начала подросткового периода.

Ранняя коррекция патологии

Основные мероприятия по оказанию ранней логопедической помощи:

  • возобновление речевого и физиологического дыхания, небно-глоточного смыкания;
  • постановка правильного звукопроизношения и артикуляции;
  • искоренение назальности в тембре голоса;
  • фиксация умения вербального общения;
  • формирование навыков звукоанализа и восприятия фонем;
  • профилактика дисграфии и дислексии;
  • тщательное наблюдение за общим развитием речи ребенка.

В процессе коррекции речевого дефекта необходимо следить за тем чтобы все терапевтические мероприятия проводились последовательно и систематично. Материал подбирается на основе наглядности и доступности для малыша. В обязанности логопеда входит контроль за направленностью воздушной струи, за расположением языка и лицевых мышц.

Профилактика и прогноз

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:

  • ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
  • избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
  • своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
  • полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
  • предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
  • регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.

Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Депрессия (совпадающих симптомов: 4 из 19) Гебефрения (совпадающих симптомов: 3 из 19)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *